ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕЗНАНИЕ»
Рабочая программа по знанию общества составление оснований и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленной в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией
преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом ф eдеральной
рабочей силы программа воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении
школьной функции молодёжи в современном обществе: учебный предмет позволяет постепенно
раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современных обществ, различные
аспекты взаимодействия в современных условиях людей с другими, с экспериментальными
институтами государства и цивилизации, регулирующие общества в соответствии с социальными
нормами. .
Изучение обществом знаний, включение знаний о российском обществе и направлениях его
развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашего общества, правах
и обязанностях человека страны и гражданина, поощрении воспитания российской политической
идентичности,
поддержке
служения
Отечеству,
приверженности
национальным
ценностям. Привлечение при изучении общественного знания различных источников социальной
информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социальноэкономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в методы метапредметных
умений из имеющихся сведений, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
социальных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способностей к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места
в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕЗНАНИЕ»
Целями общеведического образования в основной школе являются:
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценовым отношениям
нашего народа;
развитие у учащихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности
правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве
Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте,
становление ее духовно-нравственной, политической и законодательной культуры, активного
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению
социальных и гуманитарных наук; способности к личностному самоопределению,
самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;
средства обучения в целостной структуре общества, соответствующие современным знаниям и
доступным содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об
основных принципах легкой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих
общественных отношениях, необходимых для взаимодействия с социальным обеспечением и
выполнением типичных социальных ролей человека и гражданина;
обеспечение навыков функций грамотного человека (получать из надежных источников и строго
осмысливать экономическую информацию, систематизировать, анализировать полученные
данные; освоение метода познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимого для участия в жизни общества и государства);
создание условий для освоения обучающихся требует эффективного взаимодействия с
европейскими, правовыми, финансово-экономическими и другими структурными институтами
для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском
обществе;
методы применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми
различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой
природе; для соотнесения своих действий и действий других людей с моральными ценностями и
нормами поведения, установленными законом; обеспечение правовых методов и защита
правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общество изучается с 6 по 9 класс. Общее количество
времени за четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году
обучения составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение.
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и бережное отношение к человеку
и животному. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности
человека.
Индивид, индивидуальность, индивидуальность. Возрастные периоды жизни человека и
образа личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их неудобного положения и социальной
позиции.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, обучение). Познание
человеком мира и самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в
современных условиях.
Отношения в маленьких группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в
группе. Межличностные отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные
традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.
Общество, в котором мы живём.
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство
жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
общественной
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды
экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное государство. Государственная
власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн
Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных
государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного
общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями
Международных агентств и международных организаций.
7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы.
Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и
патриотизм. Гуманизм.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в
обществе. Виды социальной нормы. Традиции и обычаи.
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд.
Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Оценка
моральных норм общества и человека.
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
Человек как участник правовых отношений.
Правоотношения
и
их
особенности. Правовая
норма. Участники
правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и
деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и правонарушение. Опасность
правонарушений для личности и общества.
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантии и защита прав и
свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности
гражданина Российской Федерации. Права ребенка и возможности их защиты.
Основы российских прав.
Конституция Российской Федерации – основной закон. Законы и подзаконные акты. Отрасли
права.
Основы графического права. Физические и юридические лица в гражданском праве. Право
собственности, защита права собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права
потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданскоправовых отношений.
Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и
государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и обязанности детей и
родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой
договор. Заключение и продление трудового договора. Рабочее время и время
отдыха. Особенности правового воздействия несовершеннолетних при осуществлении трудовой
деятельности.
Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и гражданскоправовая
ответственность. Административные
проступки
и
административная
ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность. Преступления
и уголовная ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Структура вспомогательных органов
Российской Федерации. функции исполнительных органов.
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая
жизнь
общества. Потребности
и
ресурсы,
ограниченность
ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и ее функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая
деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и ее формы.
Рыночная
экономика. Конкуренция. Спрос
и
предложение. Рыночное
равновесие. Невидимая ручная биржа. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность
производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники
фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, хорошие
переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита
прав потребителей финансовых услуг.
Экономические
функции
домохозяйств. Потребление
домашнего
хозяйства. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и
расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические
цели
и
функции
государства. Налоги. Доходы
и
расходы
государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная
политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, ее многообразие и формы. Духовная культура на контроле личности. Современная
молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
Образование. Личностная и общественная новаторство образования в современном
обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода
вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и объединение в Российской
Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная
культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете.
9 КЛАСС
Человек в политической зависимости.
Политика и политическая власть. Государственно – политическая организация
общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления. Унитарное и
федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические
организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия – социальное
государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского
государства. Россия – светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской
Федерации. Президент – глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание
Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской
Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской
Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской
Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область,
автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция
Российской
Федерации
о
правовом
статусе
человека
и
гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и
прав гражданина Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семья. Семейные ценности. Основные роли
членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге
культуры.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Профилактика
негативных
отклонений
поведения. Социальная
и
личная
инициативность здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия
глобализации,
это
противоречие. Глобальные
проблемы
и
возможности
их
решения. Экологическая ситуация и способы ее улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная инициативность здорового образа жизни. Мода
и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения
в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учетом принципов преподавания
общественного знания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание предмета распределены по годам
обучения с учетом входящих в курс содержащих модулей (разделов) и требований к результатам
освоения основных образовательных программ, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учетом федеральной рабочей
программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и
людях в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского
права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам
обучения является одним из возможных.
Научным сообществам и средним средним школам принято такое содержание содержания,
при котором модуль (раздел) «Основы российских прав» завершает курс обучения в основной
школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты, основанные на традиционных российских социокультурных и
духовно-нравственных ценностях, принятых в нормах поведения, отражают готовность
обучающихся руководиться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при правильном
подходе. Они предполагаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе
развития у обучающихся установки на решение практических задач направленности социальности
и опыта конструктивного поведения по основному направлению воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к осуществлению ответственности гражданина и реализации его прав, уважения
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни, образовательная
организация, местная семья, родной край, страна; неприятие форм любого экстремизма,
членство; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном
обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной
созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие
в школьном самоуправлении; готовность к гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь
людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание
российской
политической
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; небольшой интерес к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам
и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам; историческое, природное наследие и памятники, традиции разных народов,
проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в рамках нравственного выбора; готовность
оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активные неприятие
асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
здоровья:
осознание ценностей жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и других форм вреда для физического и психического
здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и моим конкретным, информационным
и политическим условиям, в том числе осмысляя масштаб опыта и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
Сформированность навыков рефлексии, политики своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в обеспечении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способности инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда мгновенного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развития необходимых
для этого умений; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и настроения.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний социальных и производственных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования последующих действий и возможных последствий
своих действий для окружающей среды; повышение уровня культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активные неприятные действия,
приносящие вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природных, технологических и социальных сред; готовность к получению
в практической деятельности главной направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
принципах развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной эпохой; владение языковой и читательской культурой как мытье познания
мира; владение необходимыми навыками исследовательской деятельности; установка на
осмысление опыта, наблюдения, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного развития.
Личностные результаты, обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
Обучение способствует экономическому опыту, основным социальным ролям,
соответствующему возрасту деятельности, нормам и правилам общественного поведения, формам
социальной жизни в группах и сообществах, включая семьи, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках постоянного взаимодействия с людьми из
другой культурной среды. ;
способность обучающихся в условиях неопределенности, открытости опыта и знаний
других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытости опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и навыки из
опыта других; навыки установления и связывания образов, способность новых знаний, в том числе
способность формировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
известные, осознавать недостаточные хорошие знания и компетенции, планировать свое
развитие;
навыки установления и связывания образов, способность новых знаний, в том числе
способность формировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
известные, осознавать недостаточные хорошие знания и компетенции, планировать свое развитие;
Уметь распознавать отдельные понятия по характерным факторам, выполнять операции в
соответствии с определениями и простейшими понятиями, конкретизировать примеры примеров,
использовать понятие и его свойства при определении задачи (далее – оперировать понятиями), а
также оперировать терминами и представлениями в области развития понятий, включая ;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
уметь оценивать свои действия с учетом окружающей среды, достижения целей и
преодоления вызовов, возможные возможные последствия;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмера; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедших ситуациях; быть готовым действовать при отсутствии гарантий
успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, которые
можно сформировать при изучении сознания:
1. Владение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать различные признаки социальных явлений и процессов;
сохраняемый существенный признак классификации социальных фактов, являющийся
основанием для их обобщения и сравнения, критерием проведения анализа;
с учетом предложенной задачи выявить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предложить критерии для выявления особенностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, ресурсов для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении тенденций и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбрать способ решения учебной задачи (сравнить несколько вариантов
решения, выбрать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных вариантов).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желаемым состоянием
ситуации, объектом, самостоятельно сохраняя иское и существующее;
сформулировать гипотезу об истинности справедливых суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проведение самостоятельного составленного плана небольшого исследования по
установлению конкретного объекта, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
оценить применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследований;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенных
наблюдений, исследований, владеть инструментами, оценивать достоверность выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствий в
аналогичных или сходных условиях, выдвигать борьбу за их развитие в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных условий;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
нахождение сходных аргументов (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных источниках информации;
самостоятельно выбрать оптимальную форму представления информации;
оценить надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Владение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с требованиями
и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать
и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, выражать уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) обсуждения задавать вопросы по существующей обсуждаемой теме и
высказывать идеи, ориентированные на решение задач и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои мнения с мнениями других участников диалога, находить детали и
сходство позиций;
публичное выступление результатов выполненного исследования, проекта;
Самостоятельно выбрать форму представления с учётом задачи, презентации и отдельного
источника, и в соответствии с этим составить устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретных проблем, обосновывать необходимость применения групповых взаимодействий при
решении поставленной задачи;
принять цель совместной деятельности, коллективно построить действия по ее решению:
вернуть роли, договариваться, обсуждать процесс и совместный результат работы; уметь общаться
с мнениями нескольких людей, обеспечивать поддержку руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
участниками команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и интеллектуальные);
выполнять свою часть работы, обеспечивать качественный результат в своем направлении и
координировать свои действия с другими участниками команды;
оценить качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформировавшим взаимодействие участников; Сопоставить результаты с исходной коммутацией
и внести вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделить сферу
ответственности и обеспечить надежность для предоставления отчёта перед выводом.
3. Владение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и физических условиях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решений в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно разработать алгоритм решения задачи (или его часть), выбрать способ
решения учебной задачи с учётом физических ресурсов и естественных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составить план действий (план реализации алгоритма решения), скорректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать на себя ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть методами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
дать адекватную оценку ситуации и предложить план ее изменений;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причину достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедших ситуациях;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
ошибок, возникших в результате;
Оценить соответствие результата и условий.
Эмоциональный интеллект:
проявлять, называть и управлять своими источниками энергии и источниками энергии
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
поставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно обращаясь к человеку, по его мнению;
ватать свое право на ошибку и признавать такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другому;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение
осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, учитывать личность,
деятельность человека и ее виды, образование, права и обязанности учащихся, общество и его
правила, особенности взаимодействия человека с другими людьми;
характеризовать российские духовно-нравственные ценности на примерах семейных, семейных
традиций; охарактеризовать основные черты лица человека, показать его индивидуальный
характер; особенности личностного становления и социального положения людей с
ограниченными возможностями здоровья; деятельность человека; образование и его значение для
человека и общества;
приводить формы деятельности людей, ее различные мотивы и условия в современных
условиях; маленькие группы, положения человека в группе; конфликтных ситуаций в небольшой
группе и конструктивных разрешений; военное лидерство, сотрудничество и сотрудничество
людей в группах;
классифицировать по разным видам деятельности человека, создателя людей;
сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; собственность человека и
животных; виды деятельности (игра, труд, обучение);
поддерживать и объяснять взаимоотношения людей в маленьких группах; цели, способы и
результаты деятельности, цели и средства общения;
использовать полученные знания для объяснений (устного и письменного) особенностей общения
как явления, познания человека мира и самого себя как вида деятельности, ролика непрерывного
образования, значения личного активного опыта при организации образовательной деятельности
и общения в школе, семье, группе сверстников;
определять и аргументировать с опорой на общественные знания и личный социальный опыт
своего отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным способам
выражения индивидуальности, к различным формам неформального общения подростков;
решать познавательные и практические задачи, связанные с правами и обязанностями
учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и
младшими;
овладевать смысловым чтением текстов общества ведической тематики, в том числе положений
из Закона «Об образовании в Российской Федерации»; составлять на их основе план,
преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию о связи явлений в нашем обществе, об особенностях
подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных
источников (в том числе научных материалов) и публикаций в средствах массовой информации с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать оценку информации о человеке и его
обществе на основе адаптированных источников (в том числе научных материалов) и публикаций
в средствах массовой информации;
оценивать свои действия и поведение других людей в ходе общения, учитывая взаимодействие с
людьми с ограниченными возможностями здоровья; оценить свое отношение к учёбе, как важному
мнению о деятельности;
получить опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной
жизни для выстраивания с участием старших моделей, сверстниками и младшими по возрасту,
активного участия в жизненных отношениях в школе и классе;
приобрести опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальными и религиозными вещами на основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём
осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе; процессов
и явлений в экономической жизни общества; явлениях в политической жизни общества, о народах
России, о государственной власти в Российской Федерации; культура и духовной жизни; такие
общества, без проблем;
охарактеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной
власти в Российской Федерации, традиционные российские духовно-нравственные ценности,
особенности информационного общества;
приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности,
включая проблемы;
классифицировать социальные общности и группы;
сравнивать социальную общность и группы, положение в обществе различных людей; различные
формы хозяйствования;
поддерживать взаимодействие общества и природы, человека и общества, деятельности основных
участников экономики;
использовать полученные знания для объяснений (устного и письменного) общеприродных
явлений в обществе и обществах природы и взаимосвязывающих тенденций, процессов
социальной обработки;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты наблюдения за
жизнью и личный социальный опыт своего отношения к проблемам взаимодействия человека и
природы, сохранения духовных ценностей российского народа;
решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности
молодого гражданина внести свой вклад в решение основной проблемы);
овладевать смысловым чтением текстов ведической тематики, общества современных отношений
человека и природы, устройства общественной жизни, основной сферы жизни общества;
извлекать информацию из разных источников о людях и обществе, включая информацию о
народах России;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать аналитическую информацию, в том числе
экономико-статистическую, на основе адаптированных источников (в том числе научных
материалов) и публикаций в средствах массовой информации; используя обществеведческие
знания, формулировать выводы;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
духовным традициям общества;
использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической
деятельности, направленной на охрану природы; защита прав потребителей (в том числе
потребителей финансовых услуг), соблюдение традиций общества, в котором мы живём;
изучать совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальные и религиозные предметы на основе взаимопонимания между людьми разных
культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.
7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы
осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и учете социальных норм,
регулирующих общественные отношения;
охарактеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе
защиту легкой жизни, прав и свобод человека, гуманизма, парламентии); моральные нормы и их
роль в жизни общества;
приводить
примеры гражданственности
и
патриотизма; возникновение
морального
выбора; ситуации, регулируемые различными географическими нормами;
классифицировать социальные нормы, их отдельные признаки и элементы;
сравнивать различные виды социальных норм;
сохранять и объяснять влияние социальных норм на общество и человека;
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) особенностей
социальных норм;
определять и аргументировать с опорой на общественные знания, факты наблюдения за жизнью
и личный социальный опыт своего отношения к явлениям социальной обработки с точки зрения
социальных ценностей; разработать нормы, регулирующие общественную жизнь и поведение
человека в обществе;
решать познавательные и практические задачи, отражая действия социальных норм в качестве
регуляторов наблюдения за жизнью и поведением человека;
овладевать смысловым чтением текстов общества ведческой тематики, гуманизма будущего,
гражданственности, патриотизма;
извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали, проблемах
морального выбора;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать оценку информации из адаптированных
источников (в том числе научных материалов) и публикаций в СМИ, соотносить ее с
собственными правилами о моральном и правовом регулировании поведения человека;
оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их соответствия моральным
нормам;
использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной жизни;
самостоятельно заполнить форму (в том числе электронную) и составить простейший документ
(заявление);
изучать совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальные и религиозные предметы на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания
между людьми разных культур.
Человек как участник правовых отношений
осваивать и применять знания о сущности прав, о правоотношениях как в социальном, так и в
юридическом отношении; правовых нормах, регулирующих типичные для несовершенного и
членов его семьи общественные отношения; правовом статусе гражданина Российской Федерации
(в том числе несовершенного); в правонарушениях и их опасности для личности и общества;
характеризовать право регулятора соблюдения отношений, конституционные права и
обязанности гражданина Российской Федерации, права ребенка в Российской Федерации;
приводить примеры и моделировать ситуации, в которых происходят правоотношения, и
ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением судебной защиты; способы защиты
прав ребенка в Российской Федерации; примеры, поясняющие риски правонарушений для
личности и общества;
классифицировать по разным признакам (в том числе содержать существенный признак
классификации) нормы прав, применяемые к особым признакам;
сравнивать способность (в том числе держать основу для сравнения) проступок и стандарт,
малолетних в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
поддерживать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействие гражданина и государства,
между правовым поведением и культурной личностью; между особенностями дееспособности
несовершенного и его юридической ответственности;
использовать полученные знания для объяснения сути прав, роли прав в обществе,
необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение и противодействие
коррупции, объяснений между правомерным и противоправным поведением, проступком и
действиями; для осмысления личного игрового опыта при исполнении типичных для
несовершенного социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической организации
организации);
определять и аргументировать с опорой на общественные знания, факты наблюдения за жизнью
и личный социальный опыт Свое отношение к роли правовых норм в качестве регуляторов
наблюдения за жизнью и поведением человека;
решать познавательные и практические задачи, отражающие действия правовых норм, таких как
регуляторы общественной жизни и поведения человека, анализировать жизненные и решения,
связанные с ситуациями исполнения типичных для несовершенного социальных ролей (члена
семьи, учащегося, члена ученической организации);
овладевать смысловым чтением текстов общества ведической тематики: собирать информацию
из законопроектов Конституции Федерации Российской Федерации и других нормативных
правовых актов, из предложенных учителем источников о правах и обязанностях обеспечивать
права граждан, гарантии и защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации,
о правах человека и способах их защиты и составить на их основе план, преобразовывать
текстовую информацию в таблицу, схему;
и излагая информацию о сущности прав и закреплении правовых норм, о законодательстве, о
гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, выявлять эти
факты из различных адаптированных источников (в том числе из научных материалов) и
публикаций СМИ с соблюдением правил информационная безопасность при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать оценку информации из
адаптированных источников (в том числе научных материалов) и публикаций в СМИ, соотносить
их с собственными правилами о правовом регулировании поведения человека, личный
опыт; используя общественноведические знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения соответствия их
правовым нормам: выражать свою точку зрения, внимательно участвовать в обсуждении;
использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности
(выполнение проблемных заданий, групповых и групповых проектов), в повседневной жизни для
осознанного выполнения обязанностей (для реализации и защиты прав человека и гражданина,
прав потребителей, выбора профессии и оценки хорошего перспектив в профессиональной сферы
с учетом полученных представлений о профессиях в сфере права, включая деятельность
соответствующих органов); публичное выступление по результатам своей деятельности (в рамках
изученного материала, проведения проектной деятельности), в соответствии с темой и режимом
общения, особенностями соблюдения и регламентом;
самостоятельно заполнить форму (в том числе электронную) и составить простейший документ
при получении паспорта гражданина Российской Федерации;
изучать совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальные и религиозные ценности на основе стран современных стран российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур.
Основы российских прав
осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации, других нормативных
правовых актах, содержании и объяснении правовых норм, об отраслевых правах, о правовых
нормах, регулирующих типичных для несовершенного и членов его семьи общественных
отношениях (в гражданском, трудовом и семейном, административном, уголовном праве) ); о
защите прав несовершеннолетних; о юридической ответственности (гражданско-правовой,
дисциплинарной, административной, уголовной); о декоративных органах; об обеспечении
безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе российского
права; оказание помощи органам защиты правопорядка, обеспечению социальной стабильности и
справедливости; гражданско-правовые
отношения,
сущность
семейных
правоотношений; способы защиты интересов и прав детей, оставшихся без попечения
родителей; содержание трудового договора, виды правонарушений и виды наказаний;
приводить примеры напряжения и подзаконных актов и моделировать ситуации, регулируемые
нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права, в том
числе связанных с применением санкций за совершённые правонарушения;
классифицировать по разным видам нормативных правовых актов, видам правонарушений и
юридической ответственности по отраслям прав (в том числе сохранить существенный признак
классификации);
сравнивать (в том числе с сохранением основания для сравнения) сферы регулирования
различных отраслей права (гражданского, трудового, семейного, административного и
уголовного), права и обязанности работника и работодателя, имущественные и личные
неимущественные отношения;
обеспечивать и объяснять взаимосвязи и права работника и работодателя, права и интересы
членов семьи; традиционные российские отношения и личные неимущественные отношения в
семье;
использовать знания, полученные в сфере отраслевого права, в рамках научных задач: для
объяснения взаимосвязи, гражданской правоспособности и дееспособности; значение семьи в
жизни человека, общества и государства; социальная опасность и неприемлемость уголовных
преступлений и урегулирование правонарушений, экстремизма, терроризма, коррупции и
необходимости им поддерживать;
определять и аргументировать свое отношение к защите прав участников трудовых отношений
с опорой на знания в области трудового права, к правонарушениям, формулировать
аргументированные выводы о недопустимости нарушений правовых норм;
решать познавательные и практические задачи, отражая типичные взаимодействия,
регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного
права;
овладевать смысловым чтением текстов ведической тематики: отбирать информацию из
фрагментов нормативных правовых актов (Гражданский кодекс Российской Федерации,
Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс
Российской Федерации об урегулировании правонарушений, Уголовный кодекс Российской
Федерации), из предложенных учетелем источников о правовых нормах , в правоотношениях и
специфике их регулирования, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию по тематике в сфере гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права: выявлять соответствующие факты из разных
адаптированных источников (в том числе научных материалов) и публикаций в СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать информацию из адаптированных
источников (в том числе научных материалов) и публикаций в СМИ, соотносить ее с
собственными представлениями об отраслевых правах (гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного) и личного опыта; используя общественноведические знания,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о применении санкций за совершённые
правонарушения, о юридической ответственности несовершеннолетних;
оценивать свои поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия нормам
гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;
использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права в практической деятельности (выполнение проблемных
заданий, концевых и групповых проектов), в повседневной жизни для осознанного выполнения
обязанностей, правомерного поведения, реализации и защиты своих прав; публичное выступление
по результатам своей деятельности (в рамках изученного материала, проведения проектной
деятельности), в соответствии с темой и режимом общения, особенностями соблюдения и
регламентом;
самостоятельно заполнить форму (в том числе электронную) и составить простейший документ
(заявление о приеме на работу);
изучать совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальными и религиозными вещами, на основе национальных государств России: общества
современных гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур.
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях
осваивать и применять знания об экономической жизни общества, ее основных проявлениях,
экономической медицине, собственности, механизме рыночного регулирования экономики,
финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах государственной
бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие
конкуренции ;
характеризовать способы организации экономической жизни в различных экономических
условиях; объекты творчества и предложения по вопросам рынка труда и финансового
рынка; функция денег;
приводить меры по повышению эффективности производства; деятельность и проявления
основных функций различных финансовых посредников; использование способов повышения
эффективности производства;
классифицировать (в том числе сохранять существующий признак классификации) механизмы
государственного регулирования экономики;
сравнивать различные виды хозяйствования;
содержать и объяснять связь финансовых потрясений и социально-экономических кризисов в
штатах;
использовать полученные знания для объяснения причин достижений (недостижения)
результатов экономической деятельности; для объяснения основных принципов государственного
регулирования экономики, государственной политики в области развития конкуренции,
социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и последствий
безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
общественные знания, факты общественной жизни, свое отношение к предпринимательству и
развитию собственного бизнеса;
решать познавательные и практические задачи, связанные с обнаружением экономических
действий, на основе разумного выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием
различных методов повышения эффективности производства; размышления о типичных
ситуациях и социальных взаимодействиях в сфере экономической деятельности; мыслительные
процессы;
овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в
модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о крайних и экономических благах, о видах и
формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях
безработицы;
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций в средствах массовой
информации и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с
различными формами финансового мошенничества;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и оценивать прогнозы,
включая экономико-статистическую, на основе адаптированных источников (в том числе научных
материалов) и публикацию СМИ, соотносить ее с личным опытом; используя
общественноведические знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные преступления и преступления других людей с точки зрения их
экономической эффективности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей;
граждане, защищающие свои экономические интересы; практика осуществления экономических
действий на основе рационального использования в условиях ограниченных ресурсов; различные
методы оценки эффективности производства, распределения семейных ресурсов). ресурсов, для
оценки риска осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных
практик);
приобрести опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в
практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребительской жизни в
домашнем хозяйстве, структуры семейного бюджета; составление личного финансового
плана; для выбора профессии и оценки хорошего роста в профессиональной сфере; выбор форм
сбережений; для реализации и защиты прав потребителей (в том числе финансовых услуг),
осознанного выполнения обязанностей, выбора профессии и оценки хорошего роста в
профессиональной сфере;
приобрести опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление,
резюме);
изучать совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальными и религиозными вещами, на основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и
образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об
искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности,
гуманизм, парламентизм, справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности,
информационную культуру и информационную безопасность;
приводить политику
российского
государства
в
сферу
культуры
и
образования; профессиональное
образование
по
социализации
личности; правила
информационной безопасности;
классифицировать по разным формам и видам культуры;
сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;
поддерживать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности,
взаимовлияние науки и образования;
использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
общественные знания, факты наблюдения за жизнью, свое отношение к информационной культуре
и информационной безопасности, правила безопасного поведения в Интернете;
решать познавательные и практические задачи, масштабные формы и многообразие духовной
культуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры,
составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму,
диаграмму) и преобразовывать предложенные модели в текст;
изучить поиск информации об опасностях современных учёных, о конкретно объединениях в
Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в
Интернете в разных источниках информации;
анализировать, систематизировать, оценивать и обобщать экономическую информацию,
представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении
культуры, науки и образования;
оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
использовать полученные знания для публичного демонстрации результатов своей деятельности
в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями и регламентом;
Приобретите опыт осуществления совместной деятельности при изучении разных культур, стран
и отдельных ценностей.
9 КЛАСС
Человек в политической зависимости
осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней, о
демократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской
Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических
партиях;
охарактеризовать государство как социальный институт; принципы и связи демократии,
демократические ценности; роль государства в обществе на основе его функций; правовое
государство;
приводить формы государств с различными формами правления, государственнотерриториального устройства и политического режима; реализация функций государства на
пространстве внутренней и внешней политики России; политические партии и общественные
объединения граждан; законного участия граждан в политике; связь тяжелых потрясений и
социально-экономического кризиса в государствах;
классифицировать современное государство по разным направлениям; элементы формы
государства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций;
сравнивать (в том числе сохранение основания для сравнения) политическую власть с другими
источниками власти в обществе; демократические и недемократические политические режимы,
унитарное и федеративное территориально-государственное устройство, монархию и республику,
политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и референдум;
поддерживать и объяснять взаимосвязи в отношениях между людьми, обществом и
экономикой; между правами человека и гражданина и обязанностями граждан, финансовыми
потрясениями и социально-экономическими кризисами в штатах;
использовать полученные знания для объяснения сути политики, политической власти, значения
политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязей правового государства и
общества; для осмысления личного игрового опыта при исполнении социальной роли
гражданина; о распространении информации и информационных технологий в современном мире
для аргументированных заявлений, роль средств массовой информации в современном обществе
и государствах;
определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в
контексте точек зрения социальных ценностей и правовых норм;
В рамках изученного материала решаются познавательные и практические задачи,
отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение
социальной роли избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического
движения;
овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других
нормативных правовых актов, политических и других текстов общеведческой тематики, границ с
сферой субъектов политики, преобразовывать текстовую информацию в таблице или диаграмме о
функциях государства, политических партиях, формах участия граждан в политике;
искать и извлекать информацию о сущности политики, государства и его роли в обществе: по
заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том
числе научных материалов) и публиковать СМИ с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
анализировать и конкретизировать финансовую информацию о формах участия граждан нашей
страны в политической жизни, о выборах и референдуме;
оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в её
интересах развития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям:
выражать свою точку зрения, смотреть на вопросы, участвовать в обсуждении;
использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение
проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в
политической сфере; а также публично представлены результаты своей деятельности в
соответствии с темой и режимом общения, особенностями и регламентом;
изучать совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальными и религиозными вещами, на основе стран государств современной России:
общества гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между
народами, людьми культуры разных стран: выполнение научных заданий в парах и группах,
исследовательские проекты .
Гражданин и государство
осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации
государственной власти в Российской Федерации, государственно-территориальном аппарате
Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской
Федерации; об основных направлениях внешней политики Российской Федерации;
характеризовать Россию как демократическое федеративное правое государство с
республиканской формой правления, как социальное государство, как светское
государство; статус и власть Президента Российской Федерации, особенности формирования и
функционирования Государственной Думы и Советской Федерации, управления Российской
Федерацией;
приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, включая
определение прав государственных органов государственной власти Российской Федерации,
субъектов Федерации; деятельность политических партий; политика в сфере культуры и
образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политика в сфере противодействия
коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе от
терроризма и экстремизма;
классифицировать по разным регионам (в том числе включать существенный признак
классификации) полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации;
сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных органов
государственной власти и субъектов Российской Федерации;
поддерживать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской
Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации, между правами человека и
гражданина и обязанностями граждан;
использовать полученные знания для характеристик роли Российской Федерации в современном
мире; для объяснения сути проводимой в отношении нашей международной политики
«сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия коррупции;
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный
опыт определения и аргументации с точки зрения вопросов гражданственности и патриотизма,
своего отношения к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проведению
политики «сдерживания» в нашей стране;
решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события
политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях;
систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране, в
субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об
основных направлениях внутренней и внешней политики, о усилиях нашего государства в регионе
с экстремизмом и международным терроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов ведической тематики: собрать общественную
концепцию об основном конституционном устройстве Российской Федерации, гражданстве
Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях высших
органов государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из конституций
Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем
источников и научных материалов, составляют на их основе план, преобразовывать текстовую
информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики
Российской Федерации, высших органов государственной власти, о статусе субъектов Федерации,
в которых проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из государственных СМИ
с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию об основных
изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших органов
государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
соотносить ее с национальными принципами политики, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
оценивать собственные действия и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с
позиции государств нашего общества, критика норм российского права, выражать свою точку
зрения, присутствовать на вопросах, участвовать в обсуждении;
использовать полученные знания о государстве Российской Федерации в практической учебной
деятельности (выполнять проблемные задания, концептуальные и групповые проекты), в
повседневной жизни для осознанного выполнения судебных обязанностей; публичное
выступление результатов своей деятельности (в рамках изученного материала, проведения
проектной деятельности) в соответствии с темой и режимом общения, особенностями регламента
и регламентом;
самостоятельно заполнить форму (в том числе электронную) и составить простейший документ
при использовании портала государственных услуг;
изучать совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальные и религиозные ценности на основе стран современных стран российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений
осваивать и применять знания о социальном уровне общества, социальных обществах и
группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важность семьи как базового
института; об этносе и нациях, этнических многообразиях современного человечества, диалоге
культуры, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;
охарактеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского
государства;
приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики
Российского государства;
классифицировать социальные общности и группы;
сравнивать виды социальной мобильности;
поддерживать и объяснять принципы существования разных социальных групп; социальные
интерпретации и выводы;
использовать полученные знания для осмысления личного исторического опыта при исполнении
типичных для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированные объяснения
социальных и общественных инноваций здорового образа жизни, опасности наркомании и
алкоголизма для человека и общества;
определять и аргументировать с опорой на общественные знания, факты наблюдения за жизнью
и личный социальный опыт своего отношения к разным этносам;
решать познавательные
и
практические
задачи,
отражая
типичные
социальные
взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов;
изучать смысловое чтение текстов и составлять на основе плана учебных текстов (в том числе
отражающий изучаемый материал о социализации личности);
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о
межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать
информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, диаграмму) и из предложенных моделей в
текст;
анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую информацию из
адаптированных источников, научных материалов и публикаций об отклоняющемся в СМИ
поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членов семьи своей
социальной роли; социальные конфликты; оценить современную экономическую экономию;
оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к другим
национальностям; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;
использовать знания, полученные в практической деятельности, для выстраивания собственной
политики с позиции здорового образа жизни;
изучить совместную деятельность с людьми других национальных и религиозных предметов на
основе веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире
осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, решении проблем;
характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию
как грядущий общемировой интеграционный процесс;
приводить к рассмотрению проблем и пути возможного их решения; участие молодёжи в
сознании
жизни; профессиональное
образование,
обеспечивающее
возможности
профессионального выбора и карьерного роста;
сравнить требования к современным профессиям;
сохранять и объяснять причины и последствия глобализации;
использовать знания, полученные в современном обществе, для решения познавательных задач и
анализа ситуаций, включающие объяснения (устное и письменное) важности здорового образа
жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека;
определять и аргументировать с опорой на общественные знания, факты наблюдения за жизнью
и личный опыт своего отношения к современным формам общения; к здоровому образу жизни;
решить в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с
волонтёрским движением; отражающие особенности общения в виртуальном пространстве;
изучать смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по проблемам
современного общества, глобализации; непрерывное образование; выбор профессии;
изучить поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной)
из различных источников глобализации и ее последствий; о роли непрерывного образования в
современном обществе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ Название разделов и тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые)
п/п
образовательные
ресурсы
Всег Контрольные Практические
о
работы
работы
Раздел 1. Человек и его социальное окружение
1.1 Социальное становление человека
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
1.2 Деятельность человека. Учебная
4
Библиотека ЦОК
деятельность школьника
https://m.edsoo.ru/7f415294
1.3 Общение и его роль в жизни человека 2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
1.4 Человек в маленькой группе
8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Итого по разделу
20
Раздел 2. Общество, в котором мы живём
2.1 Общество — совместная жизнь людей 2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
2.2 Положение человека в обществе
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
2.3 Роль экономики в жизни общества.
1
Библиотека ЦОК
Основные участники экономики
https://m.edsoo.ru/7f415294
2.4 Политическая жизнь
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
2.5 Культурная жизнь
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
2.6 Общество
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Итого по разделу
10
Проекты защиты, итоговое повторение
4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
№
п/п
Название разделов и тем программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всег Контрольные Практические
о
работы
работы
34
2
0
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
7 КЛАСС
№ Название разделов и тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые)
п/п
образовательные ресурсы
Всег Контрольные Практические
о
работы
работы
Раздел 1. Социальные ценности и нормы
1.1 Социальные ценности
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
1.2 Социальные нормы
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
1.3 Моральный и моральный выбор.
8
1
Библиотека ЦОК
Право и мораль
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Итого по разделу
12
Раздел 2. Человек как участник правовых отношений
2.1 Правоотношения
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
2.2 Правонарушения и их опасность для
2
Библиотека ЦОК
личности и общества
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
2.3 Защита прав и свобод человека и
2
Библиотека ЦОК
гражданина
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Итого по разделу
7
Раздел 3. Основы российских прав
3.1 Как устроено российское право
1
Библиотека ЦОК
№ Название разделов и тем программы
Количество часов
п/п
Всег Контрольные Практические
о
работы
работы
3.2
Основы графического права
2
3.3
Основы семейного права
2
3.4
Основы трудового права
2
3,5
Виды юридической ответственности
2
3.6
Правоохранительные органы
Российской Федерации
Итого по разделу
Проекты защиты, итоговое повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
8 КЛАСС
№
п/п
Название разделов и тем
программы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
3
12
3
1
34
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
0
Количество часов
Всег Контрольные
Практические
о
работы
работы
Раздел 1. Человек в экономических отношениях
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
№
п/п
1.1
1.2
1.3
1,4
Название разделов и тем
программы
Экономика — основа
жизнедеятельности человека
Рыночные отношения в экономике
Финансовые отношения в
экономике
Домашнее хозяйство
1,5
Экономические цели и функции
государства
Итого по разделу
Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1 Культура, ее многообразие и
формы
2.2 Наука и образование в Российской
Федерации
2.3 Роль религии в жизни общества
2.4
Роль искусства в жизни человека
2,5
Роль информации в современном
мире
Итого по разделу
Проекты защиты, итоговое повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всег
о
5
Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
5
5
1
4
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
20
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
4
2
2
2
11
3
1
34
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
0
9 КЛАСС
№
Название разделов и тем программы
п/п
Количество часов
Электронные (цифровые)
образовательные
ресурсы
Всег Контрольные Практические
о
работы
работы
Раздел 1. Человек в политической зависимости
1.1 Политика и политическая власть
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
1.2 Участие граждан в политике
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Итого по разделу
6
Раздел 2. Гражданин и государство
2.1 Основы конституционного строя
2
Библиотека ЦОК
Российской Федерации
https://m.edsoo.ru/7f419196
2.2 Высшие органы публичной власти в
2
Библиотека ЦОК
Российской Федерации
https://m.edsoo.ru/7f419196
2.3 Государственно-территориальное
2
Библиотека ЦОК
устройство Российской Федерации
https://m.edsoo.ru/7f419196
2.4 Конституция Российской Федерации о
2
1
Библиотека ЦОК
правовом статусе человека и гражданина
https://m.edsoo.ru/7f419196
Итого по разделу
8
Раздел 3. Человек в социальной системе отношений
3.1 Социальные общности и группы
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
3.2 Статусы и ролики. Социализация
4
Библиотека ЦОК
личности. Семья и ее функции
https://m.edsoo.ru/7f419196
№
п/п
Название разделов и тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые)
образовательные
ресурсы
Всег Контрольные Практические
о
работы
работы
3.3 Этносы и нации в современном обществе.
3
Библиотека ЦОК
Социальная политика Российского
https://m.edsoo.ru/7f419196
государства
3.4 Отклоняющееся поведение и здоровый
2
Библиотека ЦОК
образ жизни
https://m.edsoo.ru/7f419196
Итого по разделу
11
Раздел 4. Человек в современном
5
изменяющемся мире
Проекты защиты, итоговое повторение
4
1
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414 ]]
34
2
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ