ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и реализации АООП и АРП для детей с ОВЗ в МОУ «Зеленовская СШ»

12

12

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о разработке и реализации адаптированной
основной образовательной и адаптированной рабочих программ для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МОУ «Зеленовская средняя
школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области (далее
образовательная организация)
разработано в соответствии с нормативными
правовыми актами:
 Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями от 4 августа 2023 года (п. 28 ст. 2, п. 6, ст. 28, п.п. 1-4 ст.79);
 Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020);
 приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 года №115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» (с изменениями вступ. в силу с 01.09.2023г.);
 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9
ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий
доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ
и от 19 декабря 2014 г. N 1598 (с изменениями от 8 ноября 2022 г.);
 «Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014 г. N 1599 (с изменениями от 8 ноября 2022 г.);
 Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2022
года № 1023;
 Федеральной адаптированной образовательной программой основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2022
года № 1025;
 Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2022
года № 1026;
 распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об
утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП

12






2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021г. № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (с
изменениями в ред. Постановления от 30.12.2022г. № 24);
 письмом Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О
сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
 письмом Минпросвещения России от31.08.2023 № АБ 3569/07 «О направлении
разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/2024
учебном году»;
 Уставом МОУ «Зеленовская средняя школа» Фроловского муниципального
района Волгоградской области.
1.2. Данное Положение о разработке и реализации адаптированной основной
образовательной программы соответствующего уровня и адаптированной рабочих
программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
устанавливает цель и задачи адаптированной основной общеобразовательной
программы, требования к её структуре, порядок разработки и утверждения, условия
реализации и особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ,
определяет права и обязанности участников адаптированной основной
образовательной программы общего образования в школе.
1.3. Адаптированная
основная
образовательная
программа (АООП) –
образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью), с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных
лиц.
Адаптированная
основная
образовательная
программа
разрабатывается в соответствии с психофизическими особенностями и особыми
образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ученик.
При этом адаптированию и модификации подлежат программы учебных предметов,
формы организации обучения; формы и способы контроля и оценки знаний,
компетенций, способы учебной работы с обучающимися.
1.4. Адаптированная
рабочая
программа (АРП) – это образовательная
программа по определённому учебному предмету (курсу), адаптированная для
обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.5. Форма получения общего образования может быть получена:
в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
вне организации, осуществляющую образовательную деятельность (в форме
семейного образования и самообразования).
1.6. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм
обучения конкретным обучающимся.
1.7. Обучение осуществляется:
в организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом
потребностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий
педагогического работника с обучающимися в очной, очно-заочной или заочной
форме;

12











вне организации, осуществляющей образовательную деятельность (только среднее
общее образование). По желанию родителей (законных представителей) с учетом
мнения обучающихся возможно освоение общеобразовательных программ вне
организации, осуществляющей
образовательную
деятельность с
правом
последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации
в школе.
1.8. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов,
которые по состоянию здоровья не могут посещать организации, на основании
заключения медицинской организации и письменного обращения родителей
(законных представителей) обучение по общеобразовательным программам
организуется на дому или в медицинских организациях.
1.9. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации
обучения по общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации.
1.10. Содержание общего образования и условия организации обучения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
1.11. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания
и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных технических
средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания общеобразовательной организации, а также иные условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.
1.12. Правила
доступности
образовательных
организаций,
реализующих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
общеобразовательным
программам, определяются порядком обеспечения условий доступности для
инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания
им при этом необходимой помощи.
1.13. Предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного
дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в
зависимости от нозологической группы:
для глухих обучающихся - 6 человек;
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легким недоразвитием речи,
обусловленным нарушением слуха - 10 человек;
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с глубоким недоразвитием
речи, обусловленным нарушением слуха - 6 человек;
для слепых обучающихся - 8 человек;
для слабовидящих обучающихся - 12 человек;
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - 12 человек;
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата -10 человек;
для обучающихся, имеющих задержку психического развития - 12 человек,

12




для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 12
человек;
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - 8 человек;
для обучающихся со сложными дефектами (с тяжелыми множественными
нарушениями развития) - 5 человек.
1.14. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных
образовательных организациях.
1.15. Количество обучающихся с ОВЗ устанавливается из расчета не более 3
обучающихся при получении образования совместно с другими обучающимися.
1.16. Решение о переводе ребенка с ОВЗ на образование по АООП принимается на
основании рекомендаций специалистов ПМПК и при согласии (письменном
заявлении) родителей (законных представителей).
1.18. Педагогический совет общеобразовательной организации рассматривает АООП
для детей с ОВЗ. При необходимости корректировки AOOII повторно утверждается
Педагогическим советом. При этом на титульном листе АООП ставится
соответствующий гриф об утверждении программы.
1.19. Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим
механизм разработки и реализации АООП и АРП для обучающихся с ОВЗ.
2. Условия и порядок разработки АООП и АРП
2.1. Адаптированная основная образовательная программа разрабатывается
образовательной организацией самостоятельно по каждому виду ОВЗ для каждого
уровня образования на основе ФГОС соответствующего уровня образования,
федеральной АООП и настоящего Положения.
2.2. АРП разрабатывается и утверждается образовательной организацией с
учетом рекомендаций ПМПК, ФГОС по уровням образования для обучающихся с
ОВЗ и ФГОС для обучающихся с УО(ИН),
на основании федеральной
адаптированной основной образовательной программы в соответствии с особыми
образовательными потребностями лиц с ОВЗ и детей-инвалидов. (Согласно ч.5 ст.
12 Федерального закона № 273-ФЗ).
2.3. Адаптация основной общеобразовательной программы осуществляется с
учетом рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогической комиссии
(далее - ПМПК), индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида и
включает следующие направления деятельности:

анализ требований государственного образовательного стандарта;

содержания федеральных программ для детей с ОВЗ, учет особенностей
психофизического развития лиц с ОВЗ, имеющих различные отклонения в развитии
(представленными родителями (законными представителями);

проектирование необходимых образовательных потребностей;

определение временных границ освоения АООП. При проектировании АООП
указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания;

определение круга задач, конкретизирующих цель АООП;

определение содержания АООП;

особое внимание при проектировании содержания АООП следует уделить
описанию тех способов и приемов, посредством которых дети с ОВЗ будут осваивать
содержание образования;

12

планирование форм реализации АООП. Реализация АООП осуществляется с
использованием различных форм, в том числе с использованием домашнего обучения
и семейного образования и сетевого взаимодействия;

планирование участия в реализации АООП различных специалистов (учителядефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, педагога
дополнительного образования и др.);

включение в реализацию АООП родителей (законных представителей) ребенка
с ОВЗ.
2.4. Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ
определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их
раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии,
регламентирует организацию образовательного процесса детей с ОВЗ.
2.5. Целью разработки адаптированной основной образовательной программы
является планирование, организация и управление образовательной деятельностью
при обучении ребенка с ОВЗ.
2.6. AOOП определяет объем и содержание материала, умений и навыков,
которыми должны овладеть обучающиеся с ОВЗ, имеющие различные нарушения в
развитии, оптимально распределяет время по темам.
2.7. АООП
способствует
совершенствованию
методики
проведения
непосредственно образовательной деятельности обучающихся, активизирует их
познавательную деятельность, развитие творческих способностей, что способствует
применению современных образовательных технологий.
2.8. АООП выполняет следующие функции:

нормативную - документ, на основе которого осуществляется контроль
освоения программы обучающимся;

информационную - позволяет получить представление о целях содержания,
последовательности и сроках изучения образовательной программы;

методическую - определяет пути достижения планируемых результатов
освоения
основной
образовательной
программы
используемые
методы,
образовательные технологии;

организационную - определяет основные направления деятельности педагога и
обучающихся, формы их взаимодействия, использование средств обучения.
2.9. Адаптированная
основная образовательная программа должна отвечать
следующим характеристикам:

целостность - обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и
последовательности действий для реализации цели;

актуальность - ориентация на потребности сегодняшнего дня системы
образования детей с ОВЗ;

прогнозируемость - способность в планируемых целях и действиях
проектировать эффективные решения;

рациональность - определение таких способов достижения цели, которые в
конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат;

контролируемость - определение ожидаемых результатов на основе отражения
соответствующих способов их проверки;

корректируемость - своевременное обнаружение и быстрое реагирование на
возникающие отклонения и изменения.
2.10. При проектировании АООП определяются временные границы освоения
АООП и указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания
Программы.

12

2.11. В разработке АООП принимают участие все специалисты (учителя начальных
классов, учителя-предметники, педагог-психолог, учитель-логопед, учительдефектолог и др.), работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2.12. Цели реализации АООП:
 Коррекционная (преодоление отставаний, неуспеваемости, отклонений,
нарушений, дефектов);
 Реабилитационная («восстановление» уверенности в своих возможностях «ситуация успеха»);
 Стимулирующая (положительная внутренняя мотивация);
2.13. Задачи:
 формирование учебных умений и навыков;
 овладение знаниями основ наук;
 активизация интереса к художественному и техническому творчеству;
 приобщение к культурным ценностям человечества;
 индивидуализация обучения, учитывая состояние их здоровья, индивидуально
типологические особенности.
2.14. Ответственными за разработку АООП назначаются заместитель директора по
УВР/методист, ответственный за УВР, руководитель психолого-медикопедагогического консилиума (далее – ПМПк) и классный руководитель.
2.15. В обязанности ответственных входит:
- объединение усилий специалистов при подготовке АООП;
- оформление АООП и утверждение ее директором образовательного учреждения;
- согласование АООП с родителями (законными представителями) обучающегося; внесение корректив в содержание АООП и другие функции.
2.16. По результатам промежуточной диагностики реализации АООП по
согласованию со специалистами ПМПк
в ее содержание могут вноситься
коррективы, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в
процессе индивидуального сопровождения обучающегося с ОВЗ специалистами на
следующем этапе его воспитания и обучения.
2.17. АРП для конкретного учащегося с ОВЗ составляется
учителямипредметниками
в сотрудничестве со специалистами психолого-медикопедагогического консилиума ОУ на учебный год или уровень обучения.
2.17.1.
Проектирование содержания
образования на уровне отдельного
учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом.
2.17.2.
Перспективный учебный план обучения составляется с учетом
оптимального уровня общей нагрузки обучающихся с ОВЗ
3.

Требования к структуре АООП

3.1. Компонентный состав структуры АООП для обучающихся с ОВЗ:
Титульный лист АООП содержит:

информацию о том, когда и кем утверждена и рассмотрена программа;

полное наименование программы с указанием категории детей, для которых
она разрабатывается, информацию об авторах, разработчиках программы;

информацию об образовательной организации.
3.2. Структура AOOП должна соответствовать требованиям к содержанию
образовательной программы, предъявляемым федеральными государственными
образовательными стандартами образования, и содержать три раздела:

целевой;

12

содержательный;
организационный.
3.3. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей
и результатов.
Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися АООП;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Пояснительная записка АООП содержит:

цели и задачи реализации Программы для детей с ОВЗ;

общую характеристику АООП, в том числе нормативные документы, на
основании которых она разработана;

категории детей с ОВЗ;

федеральные и/или комплексные программы общего образования, включая
программы для обучения и воспитания детей с ОВЗ;

принципы и подходы к формированию АООП, значимые для разработки и
реализации АООП, в том числе специальные;

психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ;

описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

планируемые результаты освоения АООП, критерии оценивания качества
освоения Программ начального общего, основного общего или среднего общего
образования.
3.4. Содержательный раздел содержит:

описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития обучающегося, представленными в образовательных областях;

описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации АООП с
учетом возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей, возможностей
и интересов, особых образовательных потребностей, описание взаимодействия
взрослых с детьми;

описание
взаимодействия
педагогического
коллектива
с
семьями
обучающихся;

программу коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
Программа коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья включает цели и задачи коррекционной работы с детьми на всех ступенях
общего образования, индивидуальные образовательные программы и маршруты,
описание системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и
поддержки обучающихся с ОВЗ, включающей комплексное обследование,
мониторинг динамики развития, коррекционную работу, механизм взаимодействия,
предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность
работы (внутреннее взаимодействие, внешнее взаимодействие), рабочие программы
узких специалистов, планируемые результаты коррекционной работы.
3.5. Организационный раздел включает:

учебный план, содержащий учебные предметы, учебные курсы (в том числе
внеурочной деятельности), учебные модули по выбору обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом



12

развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ;

систему условий реализации АООП в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандартам образования
обучающихся с ОВЗ.
Учебный план выступает основным организационным механизмом реализации
АООП. Он разрабатывается на нормативный срок освоения АООП и определяет
общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру обязательных предметных областей и предметов по классам
(годам обучения). Предельная допустимая нагрузка обучающихся с ОВЗ определяется
действующими нормами санитарно-эпидемиологических требований к условиям и
организации обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях.
4.

Порядок утверждения и внесения изменений в АООП

4.1. Адаптированная основная образовательная программа разрабатывается
психолого-медико-педагогическими консилиумом общеобразовательной организации
в соответствии с настоящим Положением и представляется для рассмотрения на
Педагогический совет школы.
4.2. АООП рассматривается на заседании Педагогического совета, результаты
рассмотрения заносятся в протокол, затем, при условии ее соответствия
установленным
требованиям,
согласуется
с
родителями
(законными
представителями) обучающегося с ОВЗ.
4.3. АООП утверждается директором общеобразовательной организации. В случае
несоответствия АООП и основной образовательной программы установленным
требованиям производится доработка программы.
4.4. АООП может изменяться и дополняться по решению Педагогического совета
школы.
4.5. Основания для внесения изменений:

обновление
системы
образования
(изменение
нормативной
базы,
регламентирующей содержание общего образования);

предложения педагогических работников по результатам работы в текущем
учебном году;

предложения Педагогического совета, администрации школы;

рекомендации специалистов ПМПК.
4.6. Дополнения и изменения в АООП могут вноситься ежегодно перед началом
нового учебного года. При накоплении большого количества изменений АООП
корректируются в виде новой редакции программы.
5.
Условия реализации и особенности организации
образовательной деятельности для лиц с ОВЗ адаптированной
основной образовательной программы
5.1.

Для реализации АООП должны быть созданы условия:

по учету особенностей обучающегося индивидуальный педагогический подход,
проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в
применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции
нарушений развития (информационно-методических, технических);

12

по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и
педагогами-психологами, его психологическое сопровождение;

по предоставлению обучающемуся с ОВЗ медицинской, психологопедагогической и социальной помощи;

по привлечению родителей в коррекционно-педагогическую деятельность.
5.2. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным образовательным программам, создаются специальные
условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья:
а)
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптация
официальных
сайтов
Организаций
в
информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по
зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и
веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или
слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых
потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий
(должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см)
рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована
шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

обеспечение наличия альтернативных форматов печатных материалов
(крупный шрифт) или аудиофайлов;

обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего
собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом
для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
б)
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных
занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров
(мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров
помещения);

обеспечение
надлежащими
звуковыми
средствами
воспроизведения
информации;

обеспечение получения информации с использованием русского жестового
языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода);
в)
для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

обеспечение беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения,
столовые, туалетные и другие помещения общеобразовательной организации, а также
их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных
дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более
0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
5.3. Для получения без дискриминации качественного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья создаются:

необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и
способов общения;

условия, в максимальной степени способствующие получению образования
определенного уровня и определенной направленности, а также социальному


12

развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
5.4. При реализации адаптированных программ основного общего образования
обучающихся с ОВЗ в учебный план могут быть внесены следующие изменения:

для глухих и слабослышащих обучающихся исключение из обязательных для
изучения учебных предметов учебного предмета «Музыка»;

для глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи включение в предметную область «Русский язык и литература»
обязательного для изучения учебного предмета «Развитие речи», предметные
результаты по которому определяются образовательной организацией самостоятельно
с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных
потребностей, в том числе с учетом федеральных адаптированных программ ООО;

для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
изменение сроков и продолжительности изучения иностранного языка;

для всех обучающихся с ОВЗ исключение учебного предмета «Физическая
культура» и включение учебного предмета «Адаптивная физическая культура»,
предметные результаты по которому определяются образовательной организацией
самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых
образовательных потребностей, в том числе с учетом федеральных адаптированных
программ НОО и ООО.
5.5. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным образовательным программам для слабослышащих
обучающихся (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития
речи) и позднооглохших обучающихся (оглохших в дошкольном или школьном
возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), создаются два отделения:

1 отделение - для обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным
нарушением слуха;

2 отделение - для обучающихся с глубоким недоразвитием речи,
обусловленным нарушением слуха.
5.6. В организации, осуществляющей образовательную деятельность по
адаптированным основным образовательным программам, допускается совместное
обучение слепых и слабовидящих обучающихся, а также обучающихся с
пониженным зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в
офтальмологическом сопровождении.
5.7. Основой обучения слепых обучающихся является система Брайля.
5.8. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся, имеющих
тяжелые нарушения речи, создаются два отделения:

1 отделение - для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой
степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также обучающихся, имеющих
общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;

2 отделение - для обучающихся с тяжелой формой заикания при нормальном
развитии речи.
5.9. В составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы) обучающихся,
имеющих однотипные формы речевой патологии, с обязательным учетом уровня их
речевого развития.
5.10. В случае если обучающиеся завершают освоение адаптированных
общеобразовательных программ основного общего образования до достижения

12

совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы
(группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных
областей соответствующей образовательной программы.
5.11. В организации, осуществляющей образовательную деятельность по
адаптированным основным образовательным программам, допускается:

совместное обучение обучающихся с задержкой психического развития и
обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие
которых сопоставимо с задержкой психического развития;

совместное обучение по образовательным программам для обучающихся с
умственной отсталостью и обучающихся с расстройством аутистического спектра,
интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более
одного ребенка в один класс).
5.12. Обучающимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное
развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период
адаптации к нахождению в организации (от полугода до 1 года) организуется
специальное сопровождение.
5.13. Реализация адаптированных основных образовательных программ в части
трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий,
ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных
особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также
интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
(законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя
подготовку обучающегося для индивидуальной трудовой деятельности.
5.14. Для обучающихся 9(10) классов с ограниченными возможностями здоровья (с
различными формами умственной отсталости), не имеющих основного общего и
среднего общего образования, а также совершеннолетних лиц с умственной
отсталостью, не получавших общее образование, реализуются программы
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в
специально создаваемых классах (группах).
5.15. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной
отсталостью, создаются классы (группы) для обучающихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью. 5.16. В классы, группы продленного дня для обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие
медицинских противопоказаний для пребывания в школе.
5.17. В классы, группы продленного дня для обучающихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских
противопоказаний для пребывания в школе, владеющие элементарными навыками
самообслуживания.
5.18. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной
образовательной/общеобразовательной программе создаются условия для лечебновосстановительной работы, организации образовательной деятельности и
коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной
штатной единице:

учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

учителя-логопеда на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;

12

педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;

тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
5.19. При реализации АООП общеобразовательная организация имеет право:

использовать различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение;

определять содержание образования, выбирать учебно-методическое
обеспечение.
5.20. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации АООП школа определяет
самостоятельно с соблюдением санитарно-гигиенических требований и нормативов.
5.21. Учебные занятия обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по
пятидневной учебной неделе.
5.22. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии с
расписанием учебных занятий, внеурочных (коррекционных и развивающих) занятий.
5.23. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов,
необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет
суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны
включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных
особенностей обучающихся и их физиологических потребностей.
5.24. Программа коррекционной работы должна содержать:

описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

план индивидуально ориентированных диагностических и коррекционных
мероприятий, обеспечивающих удовлетворение индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ и освоение ими программы основного общего
образования, в том числе адаптированной;

рабочие программы коррекционных учебных курсов;

перечень дополнительных коррекционных учебных курсов и их рабочие
программы (при наличии);

планируемые результаты коррекционной работы и подходы к их оценке с
целью корректировки индивидуального плана диагностических и коррекционных
мероприятий.
5.25. Программа коррекционной работы обучающихся с ОВЗ должна обеспечивать:

выявление индивидуальных образовательных потребностей у обучающихся с
ОВЗ, обусловленных особенностями их развития;

осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-медикопедагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
5.26. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения
изменений в АООП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с
родителями (законными представителями).

6.

Структура адаптированных рабочих программ
учебных предметов (курсов)

6.1. АРП должны содержать:
 Титульный лист.
 Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

12
 Содержание учебного предмета, курса.
 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждого раздела (модуля, главы, темы).
6.2. Также перед разделом «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса»
необходимо указать образовательный стандарт, примерную основную образовательную или
авторскую программу учебного предмета, на основе которой была разработана
адаптированная рабочая программа, учебно-методического комплекс (учебник), включая
электронные ресурсы, используемые для реализации рабочей программы.

6.3. Обязательными приложениями к адаптированной рабочей программе являются:
календарно-тематический план, представленный в виде таблицы, лист коррекции,
темы для самостоятельного изучения.
6.4. Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и
соответствовать определенным требованиям к ним.
6.5. Требования к структурным элементам адаптированной рабочей программы
Элементы
рабочей
программы
Титульный
лист
(Приложение
2)

Содержание элементов адаптированной рабочей программы
 Полное наименование ОУ (в соответствии с лицензией);
 Название учебного предмета, дисциплины (модуля), курса, для изучения
которого написана программа;
 Указание класса или уровня общего образования;
 Ф.И.О. учителя, категория;
 Грифы согласования на заседании педагогического совета, с заместителем
директора по учебно-воспитательной работе, утверждения директором школы;
 Название населенного пункта;
 Год составления рабочей программы.
 Указание образовательного стандарта;
 Указание примерной основной образовательной или авторской программы
учебного предмета дисциплины (модуля), курса, на основе которых разработана
адаптированная рабочая программа;
 Указание учебно-методического комплекса (учебника), включая электронные
ресурсы, используемые для реализации рабочей программы;
 Указание уровня изучения предмета.

Планируемые
результаты
освоения
конкретного
учебного
предмета,
курса

Содержание
учебного
предмета,
курса

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
В
соответствии
с
требованиями, В соответствии с требованиями,
установленными ФКГОС, основной установленными ФГОС и примерной
образовательной программой Школы:
(авторской) программой:
 предметные
результаты
и  личностные, метапредметные и
общеучебные умения, навыки и способы предметные
результаты
освоения
деятельности
освоения
учебного конкретного учебного предмета, курса
предмета, курса;
конкретизируются для каждого класса;
 планируемый уровень подготовки могут быть дифференцированы по
учащихся на конец учебного года уровням;
 требования
задаются
в
(уровня).
деятельностной
форме
(что
в
результате
изучения
учебного
предмета учащиеся должны знать,
уметь, использовать в практической
деятельности и повседневной жизни).
 перечень и название разделов (модулей, глав, тем) курса;
 необходимое количество часов для изучения раздела (модуля, главы, темы);
 содержание учебных разделов (модулей, глав, тем).

12
Тематическое
планирование

№
п/
п

Наименова
ние
разделов
(модулей,
глав и тем)

Учебные часы
Примерная/
авторская
программа

Адаптированна
я рабочая
программа
Ауди
торно

Приложения

Контрольные
работы
(в соответствии
со спецификой
предмета,
курса)

Практическая
часть
(в соответствии
со спецификой
предмета,
курса)

Самос
тояте
льно

Итого:
Нумерация уроков, занятий сквозная.
Форма для КТП должна иметь следующие графы:
№
Тема урока
Дата
Дата
п/п
по плану
по факту
Наименование раздела/модуля, главы, темы (общее количество часов)
1.
Учитель вправе включать в календарно-тематический план другие дополнительные
графы в соответствии со спецификой учебного предмета, ориентация страницы:
книжная или альбомная.
Форма листа коррекции должна иметь следующие графы (Приложение 3)
Дата
Причина
Корректирующ Дата
Основание
№ №
проведения
корректировки
ие
проведения
п/п урока
по плану

мероприятия

по факту

Форма тем для самостоятельного изучения должна иметь следующие графы
(Приложение 4)
№ п/п

Тема

6.5.1. Листы пронумеровываются, программы прошиваются и скрепляются печатью школы и
подписью директора.
6.5.2. АРП оформляется в электронном и печатном варианте. Печатная версия
адаптированной рабочей программы хранится у учителя в течение всего периода ее
реализации, электронная версия сдается в учебную часть с проставленными датами до конца
учебного года с целью использования их учителями – предметниками на момент замещения
уроков.
7.

Порядок внесения изменений в адаптированную рабочую программу

7.1. Выполнение адаптированной рабочей программы по предмету обеспечивает
учитель.
7.2. Изменения в адаптированную рабочую программу вносятся в связи с
необходимостью корректировки сроков ее выполнения по следующим причинам:
 карантин;
 праздничные дни;

12

 курсовая переподготовка учителя (если нет возможности замены);
 временная нетрудоспособность учителя (если нет возможности замены).
7.3. При необходимости корректировки адаптированной рабочей программы на
основании решения методического объединения директор по итогам учебного
периода издает приказ о корректировке рабочей программы с указанием способа
коррекции. Данный приказ является основанием для внесения учителем записи в
лист коррекции адаптированной рабочей программы и начала осуществления
мероприятий по преодолению отставания по освоению содержания образования
при реализации рабочей программы.
7.4.Выполнение адаптированной рабочей программы в полном объеме учитель может
обеспечить проведением дополнительных учебных занятий.
7.5. При отсутствии возможности проведения дополнительных занятий
корректировка адаптированной рабочей программы может быть осуществлена
посредством:
 использования резервных часов, предусмотренных для повторения и обобщения
по разделам (темам) содержания образования;
 укрупнения дидактических единиц по предмету;
 организации блочно-модульной технологии подачи учебного материала;
 заменой традиционной урочной системы обучения лекционно-семинарскими
занятиями, увеличением доли самостоятельной работы учащихся;
 уменьшением количества аудиторных часов на письменные опросы (сочинения,
эссе) и др.;
 предоставления учащимся права на изучение части учебного материала
самостоятельно с последующим осуществлением контроля их работы в форме
зачёта, написания сообщения, реферата, подготовки презентации и т.п.;
7.6. При коррекции рабочей программы следует изменить количество часов,
отводимых на изучение раздела (темы) учебного предмета курса, дисциплины
(модуля). Не допускается уменьшение объема часов за счет полного исключения
тематического раздела из программы.

8.

Порядок выдачи документов об образовании

8.1. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее
образование являются обязательными уровнями образования. Требование
обязательности среднего общего образования применительно к конкретному
обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если
соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
8.2. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах,
определенных учебным планом, и в порядке, установленном общеобразовательной
организацией.
8.3. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не
имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный
план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком
проведения
государственной
итоговой
аттестации
по
соответствующим
образовательным программам.

12

8.4. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об
образовании.
8.5. Документ об образовании, выдаваемый лицам (в т.ч. с ОВЗ), успешно
прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего
образования следующего уровня:

основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем
образовании);

среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем
образовании).
8.6. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой
аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть
образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей
образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде
обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому общеобразовательной
организацией.
8.7. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами
умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего
образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
9.

Ответственность и контроль, хранение АООП

9.1. Ответственность за полноту и качество реализации АООП возлагается на
педагогов общеобразовательной организации.
9.2. Ответственность за контроль над полнотой и качеством реализации AOOП
возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе/методиста,
отв. за УВР.
9.3. АООП хранится в кабинете директора общеобразовательной организации.
9.4. К АООП имеют доступ все педагогические работники и администрация школы.
10.

Заключительные положения

10.1. Положение принято на заседании Педагогического совета образовательного
учреждения.
10.2. Срок действия Положения не ограничен.
10.3. Изменения могут быть внесены при изменении нормативно-правовой базы,
регламентирующей действие данного Положения, в установленном
законом
порядке.
10.4. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
10.5. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».