ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по обществу на уровне среднего общего образования разработана на
основе требований к освоению основной образовательной программы, представленной в
ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание», а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Обществознание выполняет ведущую роль в реализации функций молодежи в
современном обществе, направляет и обеспечивает условия формирования российской
гражданской идентичности, освоения традиционных принципов многонационального
российского народа, социализации обучающихся, содействия их саморазвитию и
непрерывному образованию, труду и творческому национальному самовыражению,
правомерному поведению и взаимодействию с Другие люди в процессе решения проблем
личной и социальной инноваций.
Содержание предмета курса ориентируется на систему теоретических знаний,
традиционные ценности российского общества, представленные на базовом уровне, и
обеспечивает преемственность в отношении к обществу ведическому курсу уровня
основного общего образования, пути углубленного изучения различных социальных
процессов и тенденций. В силу вводится ряд новых, более сложных компонентов
содержания, включающих знания, социальные навыки, нормы и правила поведения людей
в обществе, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех сферах жизни.
Сохранение интегративного характера объекта на углублённом уровне предполагает
включение в его содержание тех компонентов, которые создают целостность и достаточно
полное представление обо всех основных сторонах развития общества, о деятельности
человека как субъекта общественных отношений, а также о способах их
регулирования. Каждый из содержащихся компонентов, который представлен на базовом
уровне, раскрывается в углублённом курсе в более широких многообразиях связей и
отношений. Кроме того, содержание предмета добавлено рядом с вопросами, связанными
с логикой и методологией познания социума различными отдельными науками. Усилено
внимание к характеристикам основных социальных институтов. В основу отбора и
построения содержания заложен принцип многодисциплинарности обществоведческого
знания.
Углубление представленных представлений обеспечивает создание условий для
развития способностей самостоятельного получения знаний на основе освоения
различных видов (способов) познания, их применения при работе как с адаптированными,
так и неадаптированными источниками информации в условиях возрастания масштабов
массовых коммуникаций.
Содержание учебных предметов ориентировано на познавательную деятельность,
основанную как на традиционных формах общения, так и на цифровой среде,
интерактивных образовательных технологиях, визуализированных данных, схемах,
моделировании жизненных ситуаций.
Общество обучения знаний на углублённом уровне предусматривает получение
учащимися небольшого (развёрнутого) опыта учебно-исследовательской деятельности,
характерной для высшего образования.
С учетом особенностей взросления обучающихся, их личного исторического опыта и
осваиваемых ими социальных практик, изменения их интересов и социальных запросов
содержание предмета на углублённом уровне обеспечивает обучающую активность,
позволяющую участвовать в общественно значимых, в том числе волонтёрских,
проектных, расширяющих возможностях профессионального отбор и поступления в
образовательные организации, реализующие программы высшего образования.
Целями изучения учебного предмета «Обществознание» углубленного уровня
являются:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
патриотизма, закона культуры и правосознания, политики соблюдения норм и моральных
ценностных позиций, приверженности правовым принципам, закрепленным в
Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
развитие духовнонравственных позиций и приоритетов личности в период ранней
юности, правового сознания, политической культуры, экономического образа мышления,
функциональной грамотности, способностей к предстоящему самоопределению в
различных сферах жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
освоение системы знаний, опирающееся на системное изучение основ базовых для
предмета социальных наук, изучающих особенности и противоречия современного
общества, его социокультурное многообразие, единство социальной сферы и институтов,
человека как субъекта социальных отношений, многообразие видов деятельности людей и
регулирование устойчивых отношений;
развитие комплексов умений, направленных на синтезирование информации из
разных источников (в том числе неадаптированных, цифровых и традиционных) для
решения образовательных задач и взаимодействия с социальным развитием, выполнения
типичных социальных ролей, выбора стратегий поведения в определенных вариантах
осуществления
коммуникации,
достижения
умеренных
финансовых
целей,
взаимодействие с государственными организациями, организациями;
овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своих знаний и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижений с опорой на инструменты
(способы) реального познания, ценностные ориентиры, элементы научной методологии;
обогащение опыта применения полученных знаний и умений в различных сферах
жизни и в разных областях межличностных отношений, создание условий для развития,
способы получения выгоды от взаимодействия с политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими определяющими институтами и решения значимых для
личности задач, реализация личностного потенциала;
расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимой для участия в жизни общества, профессионального выбора,
поступления в образовательные организации, реализации программ высшего образования,
в том числе по направлениям социально-гуманитарной подготовки.
На изучение общества знания на углубленном уровне отводится 272: в 10 классе –
136 часов (4 часа в неделю), в 11 классе – 136 часов (4 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Социальные науки и их особенности
Общество
как
предмет
изучения. Различные
подходы
к
изучению
общества. Особенности игрового познания. Научное и ненаучное социальное познание.
Социальные науки в системе научных знаний. Место философии в системе
сознания. Философия и наука.
Методы изучения социального воздействия. Сходство и замечания естествознания и
сознания. Особенности науки, изучающего общества и человека.
Социальные науки и профессиональное самоопределение молодёжи.
Введение в философию
Социальная философия, ее место в системе науки об обществе. Философское
осмысление общества как целостности развивающейся системы. Взаимосвязь природы и
общества. Понятие «социальный институт». Основные институты общества, их функции и
роль в развитии общества.
Типология общества. Современное общество: приходят изменения, особенности
развития. Динамика и многообразие процессов развития общества. Типы социальных
динамиков. Эволюция и революция как формы динамических изменений. Оценка
массовых коммуникаций на развитие общества и человека.
Понятие
общественного
прогресса,
критерии
общественного
прогресса. Противоречия
общественного
прогресса. Глобальные
процессы. Противоречивость глобализации и ее последствия. Глобальные проблемы
современности. Общество и человек перед лицом угрозы и вызовов XXI в.
Философская
антропология
о
становлении
человека
и
зарождении
общества. Человечество
как
результат
биологической
и
социокультурной
революции. Сущность человека как философская проблема. Духовное и материальное в
человеке. Способности к познанию и деятельности – фундаментальные особенности
человека.
Сознание. Взаимосвязь сознания и тела. Самосознание и его роль в развитии
личности. Рефлексия. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и
обыденное сознание. Формы общественного сознания: религиозное, нравственное,
политическое и другие. Способности управлять общественным мнением. Установки и
стереотипы массового сознания. Воздействие воздействия средств информации на
массовое и индивидуальное сознание в условиях цифровой среды. Использование
достоверной и недостоверной информации.
Философия о деятельности как способе существования людей, самореализации
личности. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов
деятельности. Свобода и необходимость в деятельности.
Гносеология
в
стадии
философского
знания. Проблема
познаваемости
мира. Познание как деятельность. Знание, его виды. Истина и ее критерии. Абсолютная
истина. Относительность истины. Истина и заблуждение. Формы чувственного познания,
его особенности и роли. Формы разумного познания. Мышление и язык. Смысл и
значение
языковых
выражений. Рассуждения
и
умозаключения. Дедукция
и
индукция. Доказательство,
наблюдение,
эксперимент,
практика. Объяснение
и
понимание. Виды переживий. Распространённые ошибки в рассуждениях. Парадоксы,
спор, дискуссия, полемика. Основания, допустимые приемы радиоактивного
спора. Научное знание, его характерные признаки: системность, объективность,
доказательность, проверяемость. Эмпирический и теоретический уровни научных
знаний. Способы и методы научного познания. Дифференциация и интеграция научных
знаний.
Духовная жизнь человека и общества. Человек как духовное Существо. Человек как
творец и творение культуры. Мировоззрение: картина мира, идеалов, ценностей и
целей. Понятие культуры. Институты культуры. Диалог культуры. Богатство культурного
наследия России. Вклад российской культуры в мировую культуру. Массовая и элитарная
культура. Народная культура. Творческая элита. Религия, ее культурологическое
понимание. Исследование религии на развитие культуры.
Искусство, его виды и формы. Социальные функции искусства. Современное
искусство. Художественная культура.
Наука как область духовной культуры. Роль науки в современном
обществе. Социальные
последствия
научных
открытий и
ответственности
учёного. Авторитет науки. Достижения российской науки на современном этапе.
Образование как институт сохранения и передачи культурного наследия.
Этика, мораль, нравственность. Основные эти категории. Свобода воли и моральная
ценность. Нравственность как область индивидуально-ответственного поведения.
Этические нормы как регулятор деятельности социальных институтов и морального
поведения людей.
Особенности профессиональной деятельности по направлениям, последствия с
философией.
Введение в экономическую психологию
Социальная психология в системе социально-гуманитарного знания. Этапы и
основные направления развития социальной психологии. Междисциплинарный характер
социальной психологии.
Теории социальных отношений. Основные виды социальных отношений.
Личность как объект исследования социальной психологии. Социальная
установка. Индивидуальность в группе. Понятие «Я-концепция». Самопознание и
самооценка. Самоконтроль. Социальная
идентичность. Ролевое
поведение. Межличностное взаимодействие как объект социальной психологии.
Группа как объект исследования социальной психологии. Классификация групп в
социальной психологии. Большая социальная группа. Стихийные группы и массовые
движения. Способности психологического воздействия в больших социальных
группах. Феномен психологии массы, «эффект толпы».
Малые группы. Динамические процессы в маленькой группе.
Условные группы. Референтная группа. Интеграция в группы разного уровня
развития.
Группа
наблюдения
за
индивидуальным
поведением. Групповая
сплочённость. Конформизм
и
нонконформизм. Причины
конформного
поведения. Психологическое
манипулирование
и
способы
противодействия
ему. Межличностные отношения в группах. Межличностная совместимость. Дружеские
отношения. Групповая дифференциация. Психологические проблемы лидерства. Формы и
стиль лидерства. Взаимоотношения в учебных группах.
Антисоциальные группы. Опасность криминальных группировок. Агрессивное
поведение.
Общение
как
объект
социальнопсихологических
исследований. Функции
общения. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Особенности
общения в информационном обществе. Институты связи. Роль социальных сетей в
общении. Использование социальных сетей и сетевого общения. Информационная
безопасность.
Теории конфликта. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Особенности
профессиональной
деятельности
психолога. Психологическое
образование.
Введение в экономическую науку
Экономика как наука, этапы и основные направления ее развития. Микроэкономика,
макроэкономика, мировая экономика. Место экономической науки среди наук об
обществе. Предмет
и
методы
экономической
науки. Ограниченность
ресурсов. Экономический выбор. Экономическая эффективность.
Экономические
институты
и
их
роль
в
развитии
общества. Собственность. Экономическое содержание собственности. Главные вопросы
экономики. Производство. Факторы производства и факторные доходы. Кривые
производственные возможности. Типы экономических систем.
Экономическая деятельность и ее субъекты. Домашнее хозяйство, предприятие,
государство. Потребление, сбережения, инвестиции. Экономические отношения и
дружеские интересы. Рациональное поведение людей в экономике. Экономическая
свобода и социальная ответственность субъектов экономики.
Институт рынка. Рыночные механизмы: цена и конкуренция. Рыночное
ценообразование. Рыночный спрос, величины и факторы моды. Рыночное предложение,
размеры и причины предложений. Закон звезды. Закон предложения. Эластичность и
привлекательность предложений. Нормальные блага, товары первой необходимости и
товары роскоши. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рыночное равновесие, равновесная
цена.
Конкуренция
как
основа
эффективного
рынка. Типы
рыночных
структур. Совершенная
и
несовершенная
конкуренция. Монополистическая
конкуренция. Олигополия. Монополия, виды монополий. Монопсония. Государственная
политика Российской Федерации по поддержке и защите конкуренции. Методы
антимонопольного регулирования экономики.
Рынок ресурсов. Рынок земли. Природные ресурсы и экономическая рента. Рынок
капитала. Спрос
и
предложение
по инвестиционным
ресурсам. Дисконтирование. Определение рыночно справедливой цены актива. Рынок
труда. Занятость и безработица. Государственная политика регулирования рынка труда в
Российской Федерации. Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов. Потребности
современного рынка труда в Российской Федерации.
Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы решения
проблем асимметрии информации. Государственная политика цифровизации экономики в
Российской Федерации.
Институт предпринимательства и его роль в экономике. Виды и мотивы
предпринимательской
деятельности. Организационноправовые
формы
предприятий. Малый бизнес. Франчайзинг. Этика предпринимательства. Развитие и
поддержка молодого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Экономические
цели. Показатели
деятельности
фирмы. Выручка
и
прибыль. Издержки и их виды (необратимые издержки, постоянные и переменные
издержки, средние и предельные издержки). Предельные затраты и предельная выручка
фирмы. Эффект масштаба производства. Амортизационные отчисления. Альтернативная
стоимость
и
способы
финансирования
предприятия. Основные
принципы
менеджмента. Основные элементы маркетинга. Опыт конкуренции в сфере деятельности
фирм. Политика импортозамещения в Российской Федерации.
Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской
Федерации. Финансовые услуги. Вклады и кредиты. Денежная масса и денежная
база. Денежные агрегаты. Денежный мультипликатор. Финансовые рынки, их виды и
функции. Денежный
рынок. Фондовый
рынок. Современные
финансовые
технологии. Финансовая безопасность. Цифровые финансовые активы. Монетарная
политика. Денежнокредитная политика Банка России. Инфляция: причина, виды,
социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика в Российской
Федерации.
Государство в экономике. Экономические функции государства. Общественные
блага (блага общего доступа, чистоты общественного блага, чистоты частного
блага). Исключаемость и конкурентность в потреблении. Возможности предоставления
социальных благ. Несовершенства рыночной организации хозяйства. Государственное
регулирование рынков. Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние
эффекты.
Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. Государственный
долг. Распределение
доходов. Регулирование
степени
экономической
эффективности. Мультипликаторы
бюджетной
политики. Налоги. Виды
налогов. Принципы содержатся в Российской Федерации. Налогообложение и
предоставление пособий. Фискальная политика государства.
Экономический
рост. Измерение
экономического
роста. Основные
макроэкономические показатели: валовой национальный продукт (ВНП), валовой
внутренний продукт (ВВП). Индексы цен. Связь между показателями ВВП и
ВНП. Реальный и номинальный валовый внутренний продукт. Факторы долгосрочного
экономического
роста. Рынок
благ. Совокупный
спрос
и
соответствующее
предложение. Экономические циклы. Фазы экономического цикла. Причинного цикла
развития экономики. Значение совокупного солнечного света и вытекающих предложений
для циклических изменений и долгосрочного экономического роста.
Мировая
экономика. Международное
разделение
труда. Внешняя
торговля. Сравнительные преимущества в международной торговле. Государственное
регулирование
внешней
торговли. Экспорт
и
импорт
товаров
и
услуг. Квотирование. Международные расчёты. Платёжный баланс. Валютный рынок.
Возможности применения экономических знаний. Особенности профессиональной
деятельности в экономической сфере.
11 КЛАСС
Введение в социологию
Социология в системе социально-гуманитарного знания, ее структура и
функции. Этапы и основные направления развития социологии. Структурный и
функциональный анализ общества в социологии.
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные субъекты и их
многообразие. Социальные общности и группы. Виды социальных групп.
Этнические общности. Этнокультурные ценности и традиции. Нация как этническая
и гражданская общность. Этнические отношения. Этническое многообразие современного
мира. Миграционные процессы в современном мире. Конституции основы национальной
политики в Российской Федерации.
Молодёжь как социальная группа, её социальные и социально-психологические
характеристики. Особенности молодёжной субкультуры. Проблемы молодёжи в
современной России. Государственная молодёжная политика Российской Федерации.
Институты
социальной
стратификации. Социальная
структура
и
стратификация. Социальное цвето. Критерии социальной стратификации. Стратификация
в информационном обществе.
Институт семьи. Типы семей. Семья в современном обществе. Традиционные
семейные ценности. Изменение социальных ролей в современной семье. Демографическая
и семейная политика в Российской Федерации.
Образование:
социальный
институт. Функции
образования. Общее
и
профессиональное
образование. Социальная
и
личностная
инновационность
образования. Роль и значение непрерывности образования в информационном
обществе. Система образования в Российской Федерации. Тенденции развития
образования в Российской Федерации.
Религия как социальный институт. Роль религии в жизни общества и
человека. Мировые и религиозные религии. Религиозные объединения и организации в
Российской Федерации. Принцип свободы совести и его конституционные основы в
Российской Федерации.
Социализация личности, ее этапы. Социальное поведение. Социальный статус и
социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Статусно-ролевые отношения как основа социальных институтов. Возможности
повышения воздействия в данном обществе. Социальная мобильность, ее формы и
каналы. Социальные
интересы. Социальные,
этносоциальные
(межнациональные)
конфликты. Причины социальных проблем. Способности их разрешения.
Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение,
его форма и проявление. Конформизм и девиантное поведение: последствия для общества.
Особенности
профессиональной
деятельности
социолога. Социологическое
образование.
Введение в политологию
Политология в системе общественных наук, ее структура, функции и методы.
Политика
как
общественное
явление. Политические
отношения,
их
виды. Политический конфликт, пути его урегулирования. Политика и мораль. Роль
личности в политике.
Власть в обществе и политическая власть. Структура, ресурсы и функции
политической
власти. Легитимность
власти. Институционализация
политической
власти. Политические институты современного общества.
Политическая система общества, ее структура и функции. Факторы формирования
политической системы. Политические ценности. Политические нормы. Политическая
коммуникация. Политическая система современного российского общества.
Место государства в политической системе общества. Понятие формы
государства. Формы
правления. Государственно-территориальное
устройство. Политический режим. Типы финансовых режимов. Демократия, ее основные
ценности и черты. Проблемы современной демократии.
Институты власти государственных. Институт главы государства.
Институт
законодательной
власти. Делегирование
властных
полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в
России. Местное самоуправление в Российской Федерации.
Институт исполнительной власти.
Институты судопроизводства и охранного правопорядка.
Институт государственного управления. Основные функции направления политики
государства. Понятие бюрократии. Особенности государственной службы.
Институты
представительств
социальных
интересов. Гражданское
общество. Взаимодействие институтов общественного общества и публичной власти.
Выборы в демократическом обществе. Институт всеобщего избирательного
права. Избирательный процесс и избирательные системы. Избирательная система
Российской Федерации. Избирательная кампания. Абсентеизм, его причина и опасность.
Институт политических партий и общественных организаций. Виды, цели и функции
политических партий. Партийные системы. Становление многопартийности в Российской
Федерации. Общественно-политическое
движение
в
политической
системе
демократического общества. Группы интересов. Группы давления (лоббирование).
Политическая элита. Типология элит, особенности их формирования в современной
России. Понятие
государственного
лидерства. Типология
лидерства. Имидж
политического лидера.
Понятие, структура, функции и типы политической культуры. Политические
идеологии. Истоки и опасность внешнего экстремизма в современном обществе.
Политическая социализация и политическое поведение личности. Политическая
психология и политическое сознание. Типы политического поведения, политический
выбор. Политическое участие.
Политический процесс и его основные характеристики. Виды организации
процессов. Особенности технологического процесса в современной России. Место и роль
средств распространения информации в политическом процессе. Интернет в
политической коммуникации.
Современный этап развития России. Особенности профессиональной деятельности
политолога.
Политологическое образование.
Введение в правоведение
Юридическая наука. Этапы и основные направления развития медицинской науки.
Право как социальный институт. Понятие, особенности и функции прав. Роль прав в
жизни общества. Естественное и позитивное право. Право и мораль. Понятие, структура и
виды правовых норм. Источники прав: нормативный закон, нормативный договор,
обычай, законный прецедент. Связь прав и государства. Правовое государство и
гражданское общество. Основные принципы организации и деятельности механизма
современного государства.
Правотворчество и законотворчество. Законодательный процесс.
Система прав. Отрасли права. Частное и публичное, материальное и процессуальное,
национальное и международное право.
Правосознание, правовая культура, правое воспитание.
Предложение и признаки правоотношений. Субъекты правоотношений, их
виды. Правоспособность
и
дееспособность. Реализация
и
применение
прав,
правоприменительные
акты. Толкование прав.
Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений, состав
правонарушений. Законность и правопорядок, их гарантии. Понятие и виды военной
безопасности.
Конституционное право России, его источники. Конституция Российской
Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Гражданство как
политико-правовой институт. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы,
основание
приобретения. Гарантии
и
защита
прав
человека. Права
ребенка. Уполномоченный
для
миллиона
человек
в
Российской
Федерации. Уполномоченный по маленькому ребенку при Президенте Российской
Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Воинская
ответственность и альтернативная гражданская служба.
Россия – федеративное государство. Конституционно-правовой статус субъектов
Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус федеральных органов власти в Российской
Федерации. Разграничение предметов деятельности и ответственности между
обеспечением публичной власти в Российской Федерации. Президент Российской
Федерации: порядок избрания, власти и функций.
Федеральное собрание – Парламент Российской Федерации, порядок формирования
и функционирования. Правительство Российской Федерации и федеральные органы
исполнительной власти: структура, полномочия и функции. Судебная система Российской
Федерации, ее структура, конституционные принципы правосудия. Конституционное
судопроизводство. Правоохранительные
органы
Российской
Федерации. Конституционные основы деятельности органов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: система, порядок
и функции. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.
Гражданское право. Источники государственных прав. Гражданско-правовые
отношения: концепция и виды. Субъекты графического права. Физические и юридические
лица. Правоспособность
и
дееспособность. Дееспособность
несовершеннолетних. Правомочия собственника, формы собственности. Обязательное
право. Сделки. Гражданскоправовой договор. Порядок заключения договора: оферта и
акцепт. Наследование как социально-правовой институт. Основания наследования
(завещания, наследственный договор, следствие по закону). Права на результаты
интеллектуальной
деятельности. Защита
прав. Защита
прав
потребителей. Гражданскоправовая ответственность.
Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак как социально-правовые
институты. Правовое регулирование отношений супругов. Условия заключения
брака. Порядок заключения брака. Прекращение брака. Брачный договор. Права и
обязанности мужчин (супругов, родителей семьи и детей). Институт материнства,
отцовства
и
детства. Ответственность
родителей
за
воспитание
детей. Усыновление. Опека и попечительство. Приёмная семья.
Трудовое право. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений:
работник и работодатель. Социальное партнерство в сфере труда. Порядок приема на
работу. Трудовой договор. Заключение и продление трудового договора. Виды рабочего
времени. Время отдыха. Заработная плата. Трудовой распорядок и дисциплина
труда. Дисциплинарная
ответственность. Охрана
труда. Виды
трудовых
споров. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской
Федерации.
Образовательное право в российской судебной системе. Образовательные
правоотношения. Права и обязанности участников образовательного процесса. Общие
требования к организации приема на обучение по образовательным программам среднего
профессионального и высшего образования.
Административное
право,
его
источники. Субъекты
административного
права. Государственная служба и государственные служащие. Система противодействия
коррупции в государственной службе. Административное правонарушение и
административная
ответственность,
виды
наказаний
в
административном
праве. Административная
ответственность
несовершеннолетних. Управление
использованием и охраной ресурсов. Экологическое законодательство. Экологические
правонарушения. Способы защиты экологических прав.
Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Права и
обязанности потребителей финансовых услуг.
Налоговое
право. Источники
налогового
права. Субъекты
налоговых
правоотношений. Права
и
обязанности
налогоплательщика. Налоговые
правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Уголовное право, его принципы. Понятие преступников, состав преступников. Виды
преступлений. Уголовная ответственность, виды наказаний в уголовном праве. Уголовная
ответственность за коррупционные преступления. Необходимая оборона и крайняя
необходимость. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Гражданское
процессуальное
право. Принципы
гражданского
судопроизводства. Участники музыкального процесса. Стадии графического процесса.
Арбитражный процесс. Административный процесс.
Уголовное
процессуальное
право. Принципы
уголовного
судопроизводства. Субъекты уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Меры
процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей.
Международное право, его основные принципы и источники. Субъекты
международных прав. Международная защита прав человека. Источники и принципы
международного гуманитарного права.
Юридическое образование. Профессиональная деятельность юриста. Основные виды
юридических профессий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВУ НА
УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты программы по знанию общества на уровне среднего
общего образования отражают готовность и способность обучающихся руководиться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих устойчивых ценностных позиций в
России, продолжения общества жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных принципов воспитательной деятельности.
В результате изучения общества на уровне среднего общего образования у
обучающегося формируются следующие личностные результаты:
1) высшее образование:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
соблюдение традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, уважения ценностей иных культур, конфессий;
поддержка идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, делегации по
инициативе, религиозным, расовым, национальным принцем;
готовность вести совместную деятельность в цирковом обществе, участвовать в
самоуправлении в школах и детских организациях;
умение взаимодействовать с конкретными институтами в соответствии с их
функциями и назначениями;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизм, поддержка
своего народа, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная уверенность, готовность к службе и защите Отечества, ответственность за
свою судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность морального сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение будущего;
ответственное отношение к своим родителям, создание семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего
и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в новаторстве личности и общества отечественного и европейского
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
обеспечение соответствия качества творческой личности;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью, потребность в дальнейшем совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и форм причин вреда здоровью и
психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценностей мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение осознанно
выбирать будущую профессию и реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту
призыва к предстоящему изменению сферы деятельности;
готовность и способность к полному образованию и самообразованию на всю жизнь;
7) экологического воспитания:
сформированность культуры, понимание социально-экономических процессов в
состоянии природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
планирование и прогнозирование действий в окружающей среде на основе знаний о
целях воздействия на развитие человечества, активные неприятные действия, приносящие
вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимательской деятельности, предотвращать их;
расширение опыта деятельности главной направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующая современному подходу
развития науки, включая социальные науки и общественную практику, основанная на
диалоге культуры, способствующая осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социальноэкономической и политической коммуникации;
осознание ценностей научной деятельности, готовность изучать проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на всю жизнь,
интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающиеся получают
программу
среднего
общего
образования
у
обучающихся
совершенствуется эмоциональный интеллект , предполагающий сформированность:
самосознание, включающее умеет понимать свое эмоциональное состояние, видеть
направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в
межличностном общении и при помощи простых вычислений;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умения
принимать
ответственность за свое поведение, способности адаптироваться к эмоциональным
изменениям и гибкости, чтобы быть открытым новым;
внутренняя мотивация, включающая подход к достижению целей и успеха,
оптимизм, инициативность, умение действовать, выход из своих возможностей;
готовность и способность владеть новыми конкретными практиками, осваивать
типичные социальные ролики;
эмпатии, включающая способность понимать эмоциональное состояние других,
обращать внимание на его способность к общению, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальные навыки, включающие возможность корректировать отношения с
другими людьми, контролировать, регулировать интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные технологические действия
Базовые логические действия:
самостоятельно сформулировать и актуализировать точку зрения, рассмотреть ее
разносторонне;
включать внешние признаки или основания для сравнения, классификации и
обобщения социальных объектов, тенденций и процессов, определять критерии
типологизации;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерий их достижений,
выявлять связи, интересы и цели, мотивы деятельности;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях
и процессах, прогнозировать возможные пути разрешения противоречий;
Разработать план решения проблем с учётом анализа имеющихся ресурсов и
возможных рисков;
носить коррективы в деятельности, отбирать виды деятельности с учетом ее
показаний, оценивать последствия действий лиц, оценивать риски последствий
деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при выполнении учебно-познавательных,
жизненных задач, при выполнении социальных проектов.
Базовые исследовательские действия:
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки
разрешения проблем; возможность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению методов познания, включая различные
принципиальные методы познания;
изучение деятельности по получению новых знаний, их преобразованию,
преобразованию и применению в различных научных учреждениях, в том числе при
создании научных и социальных проектов;
формировать тип научного мышления, применять научную терминологию, основные
понятия и методы;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных объектах;
выявлять причинно-следственные связи социальных факторов и процессов и
актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить
аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решений;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, оценивать их
достоверность, прогнозировать изменения в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных
объектов, в социальных отношениях; оценить приобретенный опыт;
уметь переносить знания об объектах, явлениях и процессах в познавательной и
практической области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей, социальных наук,
научных и внешних источников информации;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допуская альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации, в том числе основами
фундаментальной науки и общества как системы социальных институтов, факторами
социальных динамиков из источников разных типов, самостоятельно изучать поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
создавать тексты в различных форматах с указанием назначения информации и
подключаться к сети, выбирая оптимальную форму представления и визуализации,
включая статистические данные, графики, таблицы;
оценить достоверность, легитимность информации различных видов и
представлений, в том числе полученных из интернет-источников, ее соответствие
правовым и моральноэтическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для
решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
обладать навыками обнаружения и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Коммуникативные универсальные технологические действия
Общение:
интересоваться общением во всех существах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести
диалог, учитывать разные точки зрения;
развёрнуто и логично излагать свой вопрос с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные технологические действия
Самоорганизация:
самостоятельно изучать познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных
мероприятиях, включая область профессионального самоопределения;
самостоятельно составить план решения проблем с учётом имеющихся ресурсов,
естественных возможностей и природных условий;
дать оценку новым ситуациям, возникшим в познавательной и практической
деятельности, в межличностных отношениях;
уточнение рамки учебного предмета на основе индивидуального угла, обеспечение
интереса к социальной проблеме;
делать осознанный выбор, стратегии поведения, решения при наличии
альтернативы, аргументировать сделанный выбор, брать на себя ответственность за
общепринятое решение;
оценить приобретенный опыт;
Обеспечение формирования и обеспечения благоприятной эрудиции в разных
областях знаний, постоянное повышение своего образовательного и культурного уровня.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выберите темы и методы действий игрока с учетом общих интересов, возможностей
каждого члена коллектива;
совместная деятельность, организация и координация действий по ее
осуществлению: составить план действий, записать действия с учетом целей моих
участников, обсудить результаты, принять совместную работу;
оценить качество своего вклада и команды каждого участника в общих результатах
по разработанным критериям;
предлагать новые учебно-исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи
с позиций новизны, оригинальности, практической инновационности;
Изучайте позитивное стратегическое поведение в различных устройствах, включая
креативность и воображение, чтобы быть инициативным.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новой ситуации, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов действиям лиц;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания происходящих действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии
для оценки, выбора ситуации верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
учитываются мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
вать свое право и право других признавать ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 10 класса обучающийся будет:
владеть основами философии, социальной психологии, экономической науки,
включая знания о предмете и методах исследования, элементы и основные направления
развития, место и роль в социальном познании, в постижении и преобразовании
социального обучения; объяснять взаимосвязь общественных наук, необходимость
комплексного подхода к изучению социальных тенденций и процессов, знать основные
темы, расширять древние науки, в том числе такие вопросы, как системность общества,
разнообразие его связей с природой, единство и многообразие в общественном развитии,
факторы и механизмы социального динамики, рольловека как субъекта общественных
отношений, видов и форм познавательной деятельности; общественная личность, роль
общения и средства общения сводятся к социально-психологическому качеству природы
личности; природа межличностных размышлений и пути их разрешения; в качестве
объекта изучения экономической теории, факторов производства и субъектов экономики,
экономической эффективности, различных экономических систем, функций государства,
факторов и показателей экономического роста, последовательного цикла, рыночного
ценообразования, экономического содержания собственности, финансовой системы и
финансовой политики государства;
владеть формированием общества как системы социальных институтов, о
ценностно-нормативной основе их деятельности, основных функций, многообразия
социальных институтов, их взаимосвязей и взаимовлияний, объяснять их состав и
функции в процессе общественного развития, политики Российской Федерации,
направленной на государство и развитие социальных институтов. Российское общество, в
том числе поддержка конкуренции, развитие малого и среднего предпринимательства,
внешняя торговля, налоговая система, финансовые рынки;
владеть элементами методологии проведения познаний, возможностями цифровой
среды; применять методы научного познания социальных процессов и исследований,
включая типологизацию, социологические опросы, социальное прогнозирование,
доказательства, наблюдение, эксперименты, практику как методы обоснования
истины; методы социальной психологии, анкетирование, интервью, методы экспертных
оценок, анализ документов для принятия обоснованных решений, планирование и
достижения познавательных и практических целей, включая решения о создании и
использовании сбережений, инвестиции, способы безопасного использования финансовых
услуг, выбор выбора профессионально-трудовой сферы, о возможности применения
знаний основ социальных наук в различных сферах жизнедеятельности;
уметь классифицировать и типологизировать: социальные институты, типы обществ,
формы общественного сознания, виды деятельности, виды образа, формы познания,
уровни и методы научного знания, формы культуры, типы мировоззрения; типы
социальных отношений, виды социальных групп, различные социальные аспекты и
способы их разрешения , типы рыночных структур, современные финансовые технологии,
методы антимонопольного регулирования экономики, виды предпринимательской
деятельности, показатели деятельности фирм, финансовые институты, факторы
производства и факторные доходы;
уметь соотносить различные теоретические подходы, выводы и обосновывать их на
теоретическом и фактическо-эмпирическом уровне при анализе социальных тенденций,
вести дискуссию, в том числе при президентии ведущих лидеров развития российского
общества, технологического общественного прогресса, противоречивости глобализации,
относительности сущности, характера воздействия средств распространения информации
на сознание в условиях цифровизации, установок и стереотипов массового сознания,
распределения ролей в маленьких группах, рабочих групп на поведение людей, стадии
общения в информационном обществе, возникновения межличностных отношений,
экономической свободы и социальной ответственности субъектов экономики,
эффективности мер по поддержанию среднего и среднего возраста бизнес, причины
несовершенства рыночной экономики,пути достижения социальной справедливости в
условиях рыночной экономики;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя
источники научного и научно-публицистического характера, ранжировать источники
социальной информации по распространению распространения, жанрам с точки зрения
закономерности обнаружения, проводить с опорой на полученные из различных
источников знания учебно-исследовательскую и проектную работу по философской,
социально-психологической и экономической проблематике : определение тематики
исследований и исследовательских проектов, изучение поиска оптимальных путей их
реализации, обеспечение теоретической и прикладной составляющей работ; владеть
навыками презентации результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности
на общественных мероприятиях; уметь анализировать и оценивать собственный
социальный опыт, опыт самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного
взаимодействия,ческой науки», включая положения о влиянии массовых коммуникаций
на развитие человека и общества, способы манипулирования общественными мнениями,
распространённые ошибки в рассуждениях при формировании теории, различении
достоверных и недостоверных данных при работе с социальной информацией,
возможностях оценки поведения с использованием моральных категорий, выборе
рациональных Способы поведения людей в экономике в условиях ограниченных ресурсов,
особенности профессиональной деятельности в экономической сфере, применение
поведения на основах этого предпринимательства, о способах защиты своих
экономических прав и интересов, соблюдение правил грамотного и безопасного
поведения при использовании медицинских услуг и современных технологий,
особенности труда молодёжи в условиях конкуренции на рынке труда;
Уметь создавать условия для взаимодействия с общественными институтами на
основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской
Федерации и применять правила, уметь самостоятельно заполнять формы, создавать
документы, обеспечивать их в социальном применении, рассматривая примеры
материалов разделов «Основы философии», « Основы социальной психологии», «Основы
экономической науки»;
использовать знания, необходимые для продолжения образования в области
социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно владеть новыми
методами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию,
полученную из разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских
группах, уметь ориентироваться в направлениях профессиональной деятельности, с
философия, социальная психология и экономическая наука.
К концу 11 класса учится будет:
владеть основами социологии, политологии, правоведения, включая знания о
предмете и методах исследования, основах и основных направлениях развития, месте и
роли в социальном познании, в постижении и преобразовании социального
обучения; объяснять взаимосвязь социальных наук, необходимость комплексного подхода
к изучению социальных тенденций и процессов, знание ключевых тем, необходимых
живых наук, в том числе такие вопросы, как социальныея структура и социальная
стратификация, социальная мобильность в современном обществе, статусноролевая
теория личности, семья и ее социальная поддержка, нация как этническая и гражданская
общность, девиантное поведение и социальный контроль, динамика и особенности
политического процесса, субъекты политики, государство в политической системе
общества, причины политической социализации, функции государственного управления,
взаимосвязь прав и государства, принципы и виды правоотношений, областные права и их
институты, основы конституционного строя России, конституционно-правовой статус
высших органов власти в Российской Федерации, основы деятельности
основополагающих органов и местного самоуправления, путия правового нигилизма;
брака, материнства, отцовства и детства, наследования; о взаимосвязи и
взаимовлиянии различных социальных институтов, об обеспечении их состава и функций
в процессе общественного развития, о политике Российской Федерации, направленной на
сохранение и развитие социальных институтов российского общества; о способах и
элементах контроля, о типах и способах разрешения социальных исследований, о
конституционных принципах национальной политики в Российской Федерации;
владеть элементами методологии проведения познаний, возможностями цифровой
среды; применять методы научного познания социальных процессов и воздействия,
включая методы: социологии, такие как социологический опрос, социологическое
наблюдение, анализ документов и социология.эксперимент; политологии, такие как
нормативно-ценностный подход, структурно-функциональный анализ, системный,
институциональный, социально-психологический подход; правоведения, такие как
формально-юридический, сравнительно правовой для принятия обоснованных решений в
различных областях жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и
практических целей, в том числе в будущем при объединении социальных участников
различных социальных групп, избирателя, участия в политических коммуникациях, в
деятельности политиков партии и общественно-политические движения, в
противодействии политическому экстремизму, при осуществлении профессионального
выбора;
уметь классифицировать и типологизировать: социальные группы, современные
социальные измерения, виды экспериментального контроля; виды финансовых
отношений, формы государства, методы политических режимов, формы правления и
государственно-территориального устройства, виды финансовых институтов, методы
политических лидеров, виды политических идеологий, типы политического
поведения; виды правовых норм, источники права, области права, виды правоотношений,
виды правонарушений, виды юридической ответственности;
уметь соотносить различные теоретические подходы, выводы и обосновывать их на
теоретическом и фактическо-эмпирическом уровне при анализе социальных тенденций,
вести дискуссию, в том числе при рассмотрении миграционных процессов и их
физических проблем, теоретических представлений, способов сохранения традиционных
семейных явлений, разрешения социальных исследований, причины отклоняющегося
поведения, политические институты, роль политических партий и общественных
организаций в современном обществе, роль средств распространения информации в
развитии политической культуры, трансформация традиционных политических
идеологий, деятельность правовых институтов, соотношение прав и закона;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя
источники научного и научно-публицистического характера, выстраивать аргументы с
привлечением научных фактов и идей, ранжировать источники социальной информации
по распространению исследований, жанрам с позициями достоверности доказательств,
проводить с опорой на полученные из различных источников знания учебноисследовательскую, проектно-исследовательскую и последующую творческую работу по
социальной , политической, обоснованной проблематике: определять тематику
исследований и проектов, изучать поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать
теоретическую и прикладную работу, владеть навыками представления результатов
учебно-исследовательской и проектной деятельности на публичных мероприятиях;
Уметь анализировать и оценивать средний социальный опыт, включая опыт
самопознания и самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, выполнения
социальных ролей, использовать его при решении познавательных задач и разрешении
жизненных проблем, в том числе изучение изучения социальных групп, динамического
взаимодействия, деятельности социальных институтов ( семья, образование, средства
массовой информации, религия), с сферой различных институтов финансового общества
современного общества, политическая социализация и поведение лидера личности, ее
выбор правительства и участие в политике, действия субъектов политики в политическом
процессе, сфера участников правоотношений в отраслевом многообразии, осознанным
выбором правомерных модели поведения;
Уметь конкретно конкретизировать примеры из личного практического опыта,
фактами социальной обработки, модельными ситуациями теоретические положения
разделов «Основы социологии», «Основы политологии», «Основы правового поведения»,
включая положения об этнических отношениях и этнических многообразиях
современного мира, молодёжи как социальная группа, обеспечение социальной группы
роли в семейной системе образования Российской Федерации и тенденции его развития,
средства распространения информации, мировые и национальные религии, политика как
общественное явление, этапы, политики, функции и легитимность политической власти,
политические нормы и ценовые взгляды, политические конфликты и пути их
урегулирования, выборы в демократическом обществе, о политической психологии и
политическом подходе, влиянии средств массовой коммуникации на политическое
сознание,о защите прав человека, сделках, обязательствах, основаниях наследования,
правах на результаты интеллектуальной деятельности, особенностях правового
регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации, о причинах
преступности, необходимости защиты и необходимости, стадиях гражданского и
уголовного процесса, развитии культуры;
обеспечение запаса материальных ресурсов в соединении с указанными институтами
на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в
Российской Федерации, и соответствующие правила умеют самостоятельно заполнять
формы, составляют документы, обеспечиваются в социальной реализации, рассматривая
примеры материалов разделов «Основы социологии», «Основы» политологии», «Основы
правоведения»;
необходимые материалы для обеспечения продолжения образования в области
социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно владеть новыми
методами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию,
полученную из разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских
группах, иметь возможность ориентироваться в направлениях профессионального
образования, связей с социально-гуманитарной подготовкой и особенности
профессиональной деятельности социолога, политолога, юриста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
Название разделов и тем программы
п/п
Количество часов
Всег Контрольные Практические
о
работы
работы
Раздел 1. Социальные науки и их особенности
1.1 Социальные науки в системе научных
4
знаний. Особенности игрового познания
Добавить текст
Итого по разделу
4
Раздел 2. Введение в философию
2.1 Общество как система. Динамика и
4
многообразие процессов развития
общества
2.2 Общественный прогресс. Глобальные
4
процессы
2.3 Сущность человека. Духовное и
2
материальное в человеке
2.4 Сознание. Массовое сознание и его
3
особенности
2,5 Деятельность как способ существования
2
людей
2.6 Теория познания. Истина и ее критерии
4
2,7
Научное знание и его характерные черты
2
2,8
Духовная жизнь человека и общества
6
Направления духовной деятельности.
Формы духовной культуры
2.10 Этика и этические нормы
4
2,9
4
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
№
п/п
Название разделов и тем программы
Количество часов
Всег Контрольные Практические
о
работы
работы
2.11 Представление результатов проектно2
исследовательской деятельности
2.12 Повторно-обобщающие уроки по разделу
2
«Введение в философию»
Добавить текст
Итого по разделу
39
Раздел 3. Введение в экономическую психологию
3.1 Социальная психология как наука
2
3.2
6
3.3
Общество и личность в социальной
психологии.
Социальная психология группы
3.4
Общение и социальное взаимодействие
6
0,5
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
6
Психологическое образование и
2
профессиональная деятельность
психолога
3.6 Представление результатов проектно2
исследовательской деятельности
3.7 Повторно-обобщающие уроки по разделу
2
«Введение в экономическую психологию»
Добавить текст
Итого по разделу
26
Раздел 4. Введение в экономическую науку
4.1 Экономика как наука и сфера
4
деятельности человека
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
3,5
0,5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
№
п/п
4.2
Название разделов и тем программы
4.3
Экономическая деятельность и ее
субъекты
Институт рынка
4.4
Рынки и ресурсы
4,5
Институт предпринимательства
4.6
Фирмы в экономике
4.7
Финансовые институты
4,8
Государство в экономике
4,9
Основные макроэкономические
показатели
4.10 Международная экономика
4.11 Представление результатов проектноисследовательской деятельности
4.12 Повторно-обобщающие уроки по разделу
«Введение в экономическую науку»
Добавить текст
Итого по разделу
Добавить модуль
Добавить раздел
Итоговое повторение
Количество часов
Электронные (цифровые)
образовательные
ресурсы
Всег Контрольные Практические
о
работы
работы
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
2
0,5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
62
5
2
введите
значение
[[]]
№
п/п
Название разделов и тем программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
11 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Всег Контрольные Практические
о
работы
работы
136
3,5
0
Название разделов и тем программы
Количество часов
Всег Контрольные Практические
о
работы
работы
Раздел 1. Введение в социологию
1.1 Социология как наука
2
1.2
Социальная структура и социальная
стратификация
1.3 Субъекты общественных отношений
3
1,4
Социальные институты семьи, образования,
религии, СМИ
1,5 Положение личности в обществе
6
1,6
2
Социологическое образование и
профессиональная деятельность социолога
1,7 Представление результатов проектноисследовательской деятельности
1,8 Повторно-обобщающие уроки по разделу
«Введение в социологию»
6
9
2
2
0,5
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Добавить текст
Итого по разделу
Раздел 2. Введение в политологию
2.1 Политология как наука
2.2
Политика и общество
32
2
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
№
п/п
Название разделов и тем программы
2.3
Количество часов
Всег Контрольные Практические
о
работы
работы
Политическая власть. Политическая система. Роль
государства в политической системе
2.4 Институты государственной власти в Российской
Федерации
2,5 Институты представительства социальных
интересов в Российской Федерации
2.6 Политическая культура и политическое сознание
5
2,7
4
Политический процесс
2,8
Политологическое образование и
профессиональная деятельность политолога
2,9 Представление результатов проектноисследовательской деятельности
2.10 Повторно-обобщающие уроки по разделу
«Введение в политологию»
6
4
3
2
2
2
0,5
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Добавить текст
Итого по разделу
Раздел 3. Введение в правоведение
3.1 Юридическая наука: этапы и основные
направления развития
3.2 Право как социальный институт. Система прав
3.3
Связь прав и государства. Правотворчество и
законотворчество
3.4 Правовая культура. Правоотношения и
правонарушения. Юридическая ответственность
34
2
4
4
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
№
п/п
3,5
Название разделов и тем программы
Основы конституционного права
3.6
Права, свободы и обязанности человека и
гражданина в Российской Федерации
3.7 Конституционно-правовой статус России как
федеративного государства. Органы власти
Российской Федерации
3,8 Основные частные права
3,9
Основные публикации публичного права
Количество часов
Электронные (цифровые)
образовательные
ресурсы
Всег Контрольные Практические
о
работы
работы
2
Библиотека ЦОК
5
4
10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
8
3.10 Основные области процессуального права
7
3.11 Международное право
2
3.12 Юридическое образование и профессиональная
2
деятельность юриста
3.13 Представление результатов проектноисследовательской деятельности
3.14 Повторно-обобщающие уроки по разделу
«Введение в правоведение»
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
2
2
0,5
Добавить текст
Итого по разделу
60
Добавить модуль
Добавить раздел
Итоговое повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
10
2,5
136
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418
0