ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Программа учебного предмета «История» разработана с целью оказания
методической помощи учителю истории в создании рабочей программы по учебному
предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активных
методиках обучения.
Программа учебного предмета «История» дает представление о общих
стратегиях обучения, воспитания и развития обучающихся в рамках учебного
предмета «История», устанавливает обязательное предметное содержание,
обеспечивает обеспечение его по классам и структурирование его по разделам и
темам курса.
Место учебного предмета «История» в системе общего образования определило
его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом,
вкладом в становление личности человека. История представляет собой
собирательную картину жизни людей во времени, их исторического, созидательного,
морального опыта. Она служит необходимым ресурсом самоидентификации
личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей
страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и
общества
в
связи
прошлого,
настоящего
и
будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является обеспечение и развитие
личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих
ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта
своей страны и производства в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания и предметные методы в учебной и социальной практике. Эта
цель предполагает обеспечение обучающимися целостной картины российской и
мировой истории, понимание места и современного движения России в мире, важный
вклад каждого ее народа, его культуры в базовую историю страны и мировую
историю, сохраняет личностную позицию с точки зрения отношения к прошлому и
современной Родине.
Задачами изучения истории являются:
подходы молодого поколения к ориентирам гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
принципы владения основными этапами развития человеческого общества, при
особом внимании к миру и движении России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, поддержки своего Отечества –
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, соглашения и мира между людьми и народами, в духе
демократических принципов современного общества;
способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязях и
взаимообусловленности;
Способы у обучающихся умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, предпочтительных для изучения истории, – 476, в 5-9
классах по 2 часа в неделю в 34 учебных неделях, в 5-7 классах по 1 часу в неделю в
34 учебных неделях на курсе «История нашего края».
В дальнейшем изучение темы в рамках программы по истории в пределах одного
класса может привести к заключению.
Таблица 1. Структура и последовательность изучения курсов
в рамках учебного предмета «История»
Класс
5
6
7
Курсы курса «История»
Всеобщая история. История Древнего мира
68
История нашего края
34
Всеобщая история. История средних веков.
28
История России. От России к Российскому государству
57
История нашего края
17
Всеобщая история. История нового времени. Конец
XV—XVII вв.
История России. Россия в XVI—XVII вв.: от великого
княжества к царству
История нашего края
8
9
Примерное
количество
учебных часов
Всеобщая история. История нового времени. XVIII –
начало XIX в.
История России. Россия в XVIII – начале XIX в.:
от царств к империи
Всеобщая история. История нового времени. XIX —
начало ХХ в.
История России. Российская империя в XIX — начале
ХХ в.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
28
57
17
34
68
23
45
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся:
1)
в
сфере
патриотического
воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, дополнительный интерес к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
2)
в
сфере
образования:
осмысление исторических традиций и применение традиции служения Отечеству;
готовность к достижению независимости гражданина и реализации его прав; уважать
права, свободы и законные интересы других людей; активное участие в жизни,
образовательная организация, местная семейная община, родной край, страны;
неприятие форм любого экстремизма, членство; неприятные действия, наносящие
ущерб социальной и природной среде;
3)
в
духовно-нравственной
сфере:
представление традиционных духовно-нравственных ценовых стилей народов
России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского
общества в моральном выборе; готовность оценивать свое поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с политическими и правовыми нормами с
учётом осознания последствий поступков; активные неприятие асоциальных
поступков;
4)
в
рассмотрении
ценностей
научного
познания:
осмысление значения истории как знаний о развитии человека и общества, о
социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих явлений; владение
навыками познания и оценка событий прошлого с позициями историзма; сохранение
и сохранение интереса к истории как важнейшей основы современного
общественного сознания;
5)
в
сфере
эстетического
воспитания:
представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности
культуры как воплощения общества и средств коммуникации; понимание ценностей
отечественного и европейского искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
6) в исключении ценностного отношения к жизни и здоровью:
осознание ценностей жизни и необходимость их сохранения (в том числе ‒ на основе
исторических данных); представление об идеалах осуществления экономического и
духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпохе
Возрождения) и в современную эпоху;
7)
в
сфере
трудового
воспитания:
понимание основ знания истории значения трудовой деятельности людей как
источника развития человека и общества; представление о разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессиях; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-
ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов;
8)
в
сфере
экологического
воспитания:
осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной природой;
осознание глобального характера экологических проблем современного мира и
необходимости защиты окружающей среды; активные неприятные действия,
приносящие вред окружающей среде; готовность к получению в практической
деятельности главной направленности;
9) в сфере адаптации к моим условиям социальной и природной среды:
представление об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте
адаптации людей к новым жизненным условиям, о проявлении совместной
деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
В результате изучения истории на уровне базового образования у обучающихся
формируются
познавательные
универсальные
технологические
действия,
коммуникативные универсальные технологические действия, регулятивные
универсальные технологические действия, современные виды деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные технологические действия
Базовые логические действия:
систематизировать и обобщать исторические факты (в виде таблиц, схем);
выявлять характерные признаки исторической тенденции;
раскрывать события причинно-следственной связи;
сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать
и
обосновывать
выводы.
Базовые исследовательские действия:
определение познавательной задачи;
намечать путь ее решения и исследовать выбор исходного материала, объекта;
систематизировать и анализировать исторические факты, изучать исторические
события;
соотнести полученный результат с сильными знаниями;
определить новизну и обоснованность полученного результата;
отстаивать результаты своей деятельности в различных формах (сообщение,
эссе,
презентация,
реферат,
учебный
проект
и
другие).
Работа с информацией:
изучать анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник,
тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы
и другие) ‒ извлекать информацию из источника;
различные
виды
источников
древней
информации;
высказывать мнение о достоверности и объяснять источник информации (по
критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
Коммуникативные универсальные технологические действия:
особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном
мире;
участвовать в обсуждении событий и личных событий прошлого, раскрывать
доказательства и раскрывать высказываемые мнения;
выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте;
публичное выступление результатов выполненного исследования, проекта;
осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в системе и
социальном обеспечении.
Совместная деятельность:
осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как
эффективное средство достижения поставленных целей;
планировать и изучать совместную работу, коллективные исследовательские
проекты по истории, в том числе ‒ на внешнем материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с
другими членами команды.
Регулятивные универсальные технологические действия:
владеть приемами самоорганизации учебной и общественной работы (выявление
проблем, требующей решения; составление плана действий и определение пути
решения);
владеть приемами самоконтроля ‒ проявлять самоконтроль, рефлексии и
самооценки полученных результатов;
вносить коррективы в свою работу с учетом возможных ошибок, возникающих
при необходимости.
Умения в сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторические ситуации роль эмоций в отношениях между
людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических условиях и в окружающей обстановке);
регулировать способ выражения своих эмоций с учётом позиций и мнений
других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программ по истории на уровне базового
общего образования должны обеспечивать:
1) умение определять последовательность событий, тенденций, процессов;
соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами,
событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и
истории России, определять современников, исторические события, тенденции,
процессы;
2) умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в
разные исторические эпохи;
3) владение историческими понятиями и их использование для решения научных
и практических задач;
4) умение разрабатывать основу самостоятельного составленного плана
исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и
мировой истории и их участников, демонстрируя понимание исторических
тенденций, процессов и знания основных фактов, дат, исторических понятий;
5) умение выявлять некоторые черты и характерные признаки исторических
событий, тенденций, процессов;
6) умение сохранять причинно-следственные, внешние, временные связи
исторических событий, направленности, процессуального периода, их взаимосвязь
(при наличии) с важнейшими событиями ХХ ‒ начала XXI в. (Февральская и
Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР,
сложности 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с
Россией в 2014 г.); характеризовать итоги и историческое значение событий;
7) умение сравнивать исторические события, явления, процессы в различные
исторические эпохи;
8) умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку
зрения с опорой на фактический материал, в том числе на основе источников разных
типов;
9) умение различать основные типы исторических источников: письменные,
вещественные, аудиовизуальные;
10) умение находить и тщательно анализировать для решения познавательной
задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края),
оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом;
соотносить извлечённую информацию с информацией из других источников при
изучении исторических событий, тенденций, процессов; при обращении к
контекстной информации при работе с историческими источниками;
11) уметь читать и анализировать историческую карту (схему); охарактеризовать
на основе исторических карт (схем) исторические события, явления, процессы; сопо
предоставляет информацию, представленную на исторической карте (схеме), с
информацией из других источников;
12) умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической
информации, историческую информацию президента в видеотаблицах, схемах,
диаграммах;
13) умение изучать с соблюдением правил информационной безопасности поиск
исторической информации в справочной документации, информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» для решения познавательных задач,
оценивать полноту и верифицированность информации;
14) приобретение опыта в сочетании с людьми другой культуры, национальными
и религиозными вещами на основе национальных ценностей, современного
российского общества: гуманистических и демократических отношений, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур, культурой и
историческим
наследием
народов
России.
Положения ФГОС ООО развёрнуты и структурированы в программе по истории в
виде Примерных результатов, относящихся к ключевым компонентам
познавательной деятельности обучающихся при изучении истории, на основе работы
с хронологией и историческими фактами для применения знаний в общении,
социальной практике.
Предметные результаты изучения предмета «История» включают в себя:
1) целостные представления об историческом пути человечества, разных
народов и государств; о преемственности исторических эпох; о месте и роли России в
мировой истории;
2) базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной и
всемирной истории;
3) уметь применять понятийный аппаратный анализ исторических знаний и
приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и
аспекта прошлого и современности;
4) умение работать с алгоритмами графиков современных источников старинной
информации (учебники, научно-популярная литература, ресурсы информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и другие), измеряя их особенности и
достоверность с применением метапредметного контекста;
5)
умение
работать
историческими
(аутентичными)
письменными,
изобразительными и вещественными источниками ‒ извлекать, анализировать,
систематизировать и интерпретировать содержащуюся в них информацию,
определять информационную ценность и достоверность источника;
6) описание должности (устное или письменное) событий, направлений,
процессов истории родного края, истории России и мировой истории и их
участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий;
7) принятие мер по оценке значения исторических событий и деятельности
исторических деятелей в отечественной и всемирной истории;
8) способность применять исторические знания как основы диалога в
поликультурной среде, взаимодействовать с людьми другой культуры,
национальными и религиозными материалами на основе ценностей современного
российского общества;
9) осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников
своей страны и мира;
10) умение сохранять взаимосвязи событий, тенденций, процессов прошлого с
важнейшими событиями ХХ ‒ начала XXI в.
Предметные результаты изучения истории носят комплексный характер, в них
органично
сочетаются
познавательно-исторические,
мировоззренческие
и
метапредметные компоненты.
Предметные результаты изучения истории включаются в процесс обучения
учащихся, основанный на знаниях и видах деятельности. Они представлены в
следующих основных группах:
1) Знание хронологии, работа с хронологией: ведут хронологические рамки и
периоды ключевых процессов, даты перемен, события отечественной и всеобщей
истории, соотнесение года с веком, длительность по продолжительности и
длительность исторических событий.
2) Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место,
обстоятельства, участников, результаты экономических исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3) Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах,
на электронных носителях и других): читать историческую карту с опорой на
легенду, ходить и показывать на древней карте территории государств, маршруты
передвижений значительных групп людей, места важных событий и другие.
4) Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных
источников): проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках (материальных, письменных, визуальных и других), сравнивать данные
разных источников, выявлять их сходство и различие, высказывать мнение об
информационной (художественной) источнике.
5) Описание (реконструкция): описание (устно или письменно) исторических
событий, их участников; охарактеризовать условия и образ жизни, занятия людей в
различные исторические эпохи, составить описание исторических объектов,
памятников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительную литературу,
макеты и другое.
6) Анализ, объяснение: различить факт (событие) и его описание (факт
источника, факт историка), соотнести единственные исторические факты и общие
явления; названные характерные, внешние признаки исторических событий и
тенденций; раскрыть смысл, значение традиционных исторических понятий;
сравнивать исторические события, явления, определять в них общие и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
7) Работа с версиями, повышение уровня: приводить оценки исторических
событий и личностей, изложенные в учебной литературе, объяснять, какие факты,
аргументы выводятся на основе нижних точек зрения; определять и объяснять
(аргументировать) свое отношение и оценивать наиболее важные события и личности
в истории; составить характеристику исторической личности (по предложенному или
самостоятельно составленному плану).
8) Применение исторических знаний и умений: опираться на исторические
знания при наличии причин и причин, а также современных событий, использовать
знания об истории и культуре своих и других народов в качестве основы диалога в
поликультурной среде, обеспечивая сохранение памятников истории и культуры.
Приведенный перечень предметных результатов по истории служит ориентиром
для планирования и организации познавательной деятельности учащихся при
изучении истории (в том числе ‒ разработка системы познавательных задач), при
включении и организации достигнутых обучающихся результатов.
Предметные результаты изучения истории в 5–9 классах представляют собой
общее перечня для курсов отечественной и всеобщей истории, что должно
обеспечить углубление содержательных связей двух курсов, выстраивание единой
линии развития познавательной деятельности обучающихся. Названные ниже
результаты анализируются в работе с комплексом научных пособий ‒ учебниками,
настенными и электронными картами и атласами, хрестоматиями и другими.
Предметные результаты изучения истории в 5 классе:
Знания хронологии, работа с хронологией:
объяснить смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до
нашей эры, наша эра);
Назовите дату сильных событий в истории Древнего мира, по дате сохранения
принадлежности событиям к веку, тысячелетию;
Для определения продолжительности и последовательности событий, периодов
истории Древнего мира, отнесите счёт лет до нашей эры и нашей эры.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
отмечать (называть) место, обстоятельства, участники, экономические
результаты событий истории Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
Работа с древней картой:
нахождение и отображение на исторической карте природных и исторических
объектов (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего
мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места исторических
исторических событий), с использованием легенду карт;
Хранить на основе картографических данных связь между условиями среды
обитания людей и их занятиями.
Работа с историческими источниками:
называть и представлять основные типы исторических источников (менные,
визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
выдающиеся памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в
другие эпохи, приводящие примеры;
из-за причинения вреда из письменного источника исторические факты (имена,
названия событий, даты и другие); нахождение в визуальных памятниках изучаемой
эпохи знаков знаков, символов; раскрыть смысл (главную идею) высказывания,
изображения.
Историческое описание (реконструкция):
охарактеризовать условия жизни людей в древности;
описание выдающихся событий древней истории, их участников;
исследование истории личностей Древнего мира (ключевых моментов их
биографии, роликов в исторических событиях);
даем краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и
древнейших цивилизаций.
Анализ, объяснение исторических событий, угроз:
раскрыть отдельные черты ухода за устройством древних обществ, основные
группы населения, в частности верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
иллюстрировать общие явления, штрихи и образцы;
объяснение причин и следствий биологических событий древней истории.
Рассмотрение истории и оценок, определение их отношения к наиболее
значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории,
приведенных в учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей
прошлого, к памятникам культуры.
Применение исторических знаний:
раскрыть значение памятников древней истории и культуры, необходимость
сохранения их в современном мире;
Выполнять научные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в
том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные
результаты в виде сообщений, альбомов, презентаций.
Предметные результаты изучения истории в 6 классе:
Знания хронологии, работа с хронологией:
обозначить дату державных событий Средневековья, определить их
принадлежность к веку, историческому периоду;
названы этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их
хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы становления и развития
Русского государства);
сохранять длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей
истории.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
ведущие (называть) место, обстоятельства, участники, экономические
результаты событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление
систематических таблиц).
Работа с древней картой:
находить и показывать на карте отдаленные объекты, используя легенду карты;
дать словесное описание их местонахождения;
из-за карточной информации о территориях, экономических и культурных
центрах России и других государствах в средние века, о направлениях различных
передвижений людей ‒ походах, завоеваниях, колонизациях, о ключевых событиях
средневековой истории.
Работа с историческими источниками:
выделить основные виды письменных средневековья (летописи, хроники,
законодательные акты, духовная литература, источники личного происхождения);
характеризовать авторство, время, место создания источника;
использовать в тексте письменного источника исторические описания (хода
событий, действий людей) и объяснения (причины, причины, исторические события);
нахождение в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевых
символов, образов;
охарактеризовать главы авторов письменного и визуального исходных
источников.
Историческое описание (реконструкция):
описание ключевых событий отечественной и всеобщей истории в эпоху
Средневековья, их участников;
составить краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей
отечественной и всеобщей истории средневековой эпохи (известные биографические
сведения, личные качества, основные деяния);
история об образе жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси и в других странах;
описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой
эпохи.
Анализ, объяснение исторических событий, угроз:
раскрывать различные экономические особенности и социальные отношения и
порядки поведения в России и в других государствах, ценности, господствовавшие в
средневековых обществах, представленные средневековым человеком в мире;
объяснять смысл понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и
всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий,
ситуаций;
объяснены причины и следствия традиционных событий отечественной и
всеобщей истории эпохи Средневековья (находиться в учебнике и излагать суждения
о причинах и следствиях исторических событий, соотнести объяснение причин и
следствий событий, представленное в нескольких текстах);
проводить синхронизацию и учитывать однотипные события и процессы
отечественной и общей истории (по предложенному плану), предлагать черты
сходства и различия.
Рассмотрение истории и оценок, определение их отношения к наиболее
значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в
учебной и научно-популярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны;
высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с
учетом исторического контекста и восприятия современного человека.
Применение исторических знаний:
объяснить значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи
Средневековья, необходимость сохранения их в современном мире;
Выполните технические проекты в истории средних веков (в том числе на
внешних материалах).
Предметные результаты изучения истории в 7 классе:
Знания хронологии, работа с хронологией:
называют этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их
хронологические рамки;
локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей истории
XVI‒XVII вв., определять их принадлежность к части века (половина, третья,
четверть);
Хранимость синхронности событий отечественной и всеобщей истории
XVI‒XVII вв.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
выдающиеся (называть) место, обстоятельства, участники, экономические
результаты событий отечественной и всеобщей истории XVI‒XVII вв.;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка
событий по их признакам к историческим процессам, составление таблиц, схем).
Работа с древней картой:
использовать историческую карту в качестве источника информации о границах
России и других государств, экономических исторических событиях и процессах
отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.;
Сохраняйте основу связи карт между географическими положениями страны и
особенностями ее экономического, экономического и политического развития.
Работа с историческими источниками:
различать виды письменных исторических источников (официальные, личные,
литературные и другие);
охарактеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрыть его
информационную ценность;
вести поиск информации в текстах письменных источников, визуальных и
материальных памятников эпохи;
сопо формирует и систематизирует информацию из нескольких однотипных
источников.
Историческое описание (реконструкция):
описание ключевых событий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.,
их участников;
составить краткую характеристику известных персоналий отечественной и
всеобщей истории XVI‒XVII вв. (ключевые факты биографии, личных качеств,
деятельности);
история об образе жизни различных групп населения в России и других странах
в раннее Новое время;
описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой
эпохи.
Анализ, объяснение исторических событий, угроз:
раскрыть особенности экономического, политического и политического
развития России и других стран в XVI–XVII вв., принципа реформации, новых
веяний в духовной жизни общества, культуры, революций XVI–XVII вв. в
европейских странах;
объяснять смысл понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и
всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий,
ситуаций;
объяснение причин и следствий эволюционных событий отечественной и
всеобщей истории XVI‒XVII вв. (выявлять в историческом тексте и излагать
суждения о причинах и следствиях событий, систематизировать причины,
объяснения и следствия событий, представленное в нескольких текстах);
проведение мониторинга однотипных событий и процессов отечественной и
всеобщей истории (раскрытие повторяющихся черт исторической ситуации,
типичных черт сходства и различия).
Рассмотрение истории и оценок, определение их отношения к наиболее
значимым событиям и личностям прошлого:
излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и
всеобщей истории XVI‒XVII вв., представленные в учебной литературе; объяснить,
на чем основываются идеи;
выразить отношение к деятельности исторических деятелей XVI‒XVII вв. с
учётом обстоятельств изучаемой эпохи и в современной оценке ценностей.
Применение исторических знаний:
раскрыть последствия переходов от средневекового общества к обществу Нового
времени, как измениться со сменой исторических эпох, представлений людей о мире,
системы социальной защиты;
объяснить значение памятников истории и культуры России и других стран
XVI‒XVII вв. для времени, когда они появились, и для современного общества;
Выполнять технические проекты в отечественной и всеобщей истории XVI‒XVII
вв. (в том числе на внешнем материале).
Предметные результаты изучения истории в 8 классе:
Знания хронологии, работа с хронологией:
название даты международных событий отечественной и всеобщей истории
XVIII – начала XIX в.; определить их принадлежность к историческому периоду,
этапу;
Хранимость синхронности событий отечественной и всеобщей истории XVIII –
начала XIX в.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
ведущие (называть) место, обстоятельства, участники, экономические
результаты событий отечественной и всеобщей истории XVIII – начало XIX в.;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (по
обстоятельствам к историческим процессам и другим), составлять систематические
таблицы, схемы.
Работа с древней картой:
выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате
значительных социально-экономических и политических событий и отечественной
технологической и всеобщей истории XVIII – начала XIX в.
Работа с историческими источниками:
содержать
источники
официального
и
личного
происхождения,
публицистические произведения (называть их основные виды, указывать
особенности);
объяснить назначение природного источника, раскрыть его информационную
ценность;
из событий, сопоставляет и систематизирует информацию о событиях
отечественной и общеобщей истории XVIII – начало XIX в. из взаимодополняющих
письменных, визуальных и вещественных источников.
Историческое описание (реконструкция):
описание ключевых событий отечественной и всеобщей истории XVIII – начала
XIX в., их участников;
составить характеристику (исторический портрет) известных деятелей
отечественной и всеобщей истории XVIII – начала XIX в. на основе информации
учебника и дополнительных материалов;
составить описание образа жизни различных групп населения в России и других
странах в XVIII – начале XIX в.;
описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой
эпохи (в виде сообщений, аннотаций).
Анализ, объяснение исторических событий, угроз:
раскрыть особенности экономического, экономического и политического
развития России и других стран XVIII – начала XIX в., изменений, происшедших в
XVIII – начале XIX в. в разных странах мира, российское общество, промышленный
переворот в европейских странах, абсолютизм как форма правления, идеологии
Просвещения, революции XVIII в., внешняя политика Российской империи в системе
международных отношений рассматриваемого периода;
объяснять смысл понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и
всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий,
ситуаций;
объяснены причины и следствия традиционных событий отечественной и
всеобщей истории XVIII – начала XIX в. (выявлять в историческом тексте суждения о
причинах и следствиях событий, систематизировать объяснение причин и следствий
событий, представленное в нескольких текстах);
проведение парламентия однотипных событий и процессов отечественной и
всеобщей истории XVIII – начало XIX в. (раскрывать повторяющиеся черты
экономической ситуации, предлагать черты сходства и различия).
Рассмотрение истории и оценок, определение их отношения к наиболее
значимым событиям и личностям прошлого:
анализировать высказывания историков по спорным вопросам отечественной и
всеобщей истории XVIII – начало XIX в. (выявлять обсуждаемую проблему, автора
мнения, приводимые аргументы, оценивать степень их убедительности);
различать в описаниях событий и личностей XVIII – начало XIX в. ценностные
категории, значимые для данной эпохи (в том числе для разных социальных слоев),
выражают свое отношение к ним.
Применение исторических знаний:
раскрыть (объяснять), как сочетались в памятниках культуры России XVIII –
начала XIX в. Европейские страны и традиции, покажите на примерах;
Выполнение технических проектов в отечественной и всеобщей истории XVIII –
начало XIX в. (в том числе на внешнем материале).
Предметные результаты изучения истории в 9 классе:
Знания хронологии, работа с хронологией:
название даты (хронологической границы) экономических событий и процессов
отечественной и всеобщей истории XIX ‒ начала XX в.; предпочитать этапы
(периоды) в развитии ключевых событий и процессов;
выявлять синхронность (асинхронность) исторических процессов отечественной
и всеобщей истории XIX ‒ начала XX в.;
определение последовательности событий отечественной и всеобщей истории
XIX ‒ начала XX в. на основе анализа причинно-следственных связей.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
характер результатов определения места, обстоятельств, участников,
революционных событий отечественной и всеобщей истории XIX ‒ начала XX в.;
группировать, систематизировать факты по самостоятельно установленному
признаку (хронологии, реквизитам к историческим процессам, типологическим
основаниям и другим), составлять систематические таблицы.
Работа с древней картой:
начать выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате
значительных социально-экономических и политических событий и отечественной
технологической и всеобщей истории XIX ‒ XX в.;
Определение основы влияния географических факторов карты на развитие
различных сфер жизни стран (групп стран).
Работа с историческими источниками:
положение в дополнение к известным ранее видам письменных источников,
особенностям материалов, таких как произведения общественной мысли, газетная
публицистика, программы политических партий, статистические данные;
определение типа и вида источника (письменного, визуального);
выявляете принадлежность к источникам упрощения лица, социальной группы,
общественному течению и другим;
из событий, сопоставляет и систематизирует информацию о событиях
отечественной и общеобщей истории XIX ‒ начала XX в. из разных письменных,
визуальных и вещественных источников;
указать в тексте письменные источники фактов и события прошлого.
Историческое описание (реконструкция):
возвышенный рассказ о важных событиях отечественной и всеобщей истории
XIX ‒ начала XX в. с использованием наглядных материалов (устно, письменно в
форме краткого эссе, презентаций);
составить краткую характеристику исторических личностей XIX ‒ начала XX в.
с описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе);
составить описание образа жизни различных групп населения в России и других
странах в XIX ‒ начале XX в., изменения, происшедшие в течение рассматриваемого
периода;
описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи, их
назначения, использованных при их создании технических и художественных
приемов и прочего.
Анализ, объяснение исторических событий, угроз:
раскрыть особенности экономического, экономического и политического
развития России и других стран в XIX ‒ начале XX в., прогрессивных процессов в
мире и России, масштабных социальных движений и революций в обзорный период,
международных отношений рассматриваемого периода и участия в них России;
объяснять смысл понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и
всеобщей истории; соотносить общие понятия и факты;
объяснение причин и следствий эволюционных событий отечественной и
всеобщей истории XIX ‒ начала XX в. (выявлять в историческом тексте суждения о
причинах и следствиях событий, систематизировать объяснение причин и следствий
событий, представленное в нескольких текстах, определять и объяснять свое
отношение к существующим трактовкам причин и следствий исторических событий;
проведение парламентия однотипных событий и процессов отечественной и
всеобщей истории XIX ‒ начала XX в. (указывать повторяющиеся черты
исторической ситуации, характеризовать черты сходства и различия, раскрывать, чем
объяснялось своеобразие ситуации в России, других странах).
Рассмотрение истории и оценок, определение их отношения к наиболее
значимым событиям и личностям прошлого:
сопо высказывает высказывания историков, содержащие разные мнения по
спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XIX ‒ начала XX в., объясняя,
что допускается в их основе;
оценить степень убедительности предложенных точек зрения, сформулировать и
аргументировать свое мнение;
объяснять, какими ценностями руководились люди в рассматриваемой эпохе
(например, в особых обстоятельствах, персоналиях), выражать свое отношение к ним.
Применение исторических знаний:
распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе, памятники
материальной и художественной культуры XIX ‒ начала ХХ в., объяснять, в чем
заключалось их значение для времени их создания и для современного общества;
Выполнять технические проекты в отечественной и всеобщей истории XIX ‒
начала ХХ в. (в том числе на внешнем материале);
объяснить, в чем состоит наследие истории XIX ‒ начала ХХ в. для России,
других стран мира, высказывать и аргументировать свое отношение к культурному
наследию в общественных обсуждениях.
9 КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX ‒ НАЧАЛО ХХ
В.
Начало индустриальной эпохи
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в XIX
‒ начале ХХ в. Промышленный переворот. Развитие индустриального общества в
XIX в. Социальные и сопутствующие последствия промышленного переворота.
Изменения в социальном обществе общества. Демографическая революция. Условия
труда и быта фабричных рабочих. Движения протеста. Вторая промышленная
революция. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический
прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств
связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп.
Рабочие движения и профсоюзы. Образование социалистических партий.
Появление
политических
идеологий.
Оформление
консервативных,
либеральных, радикальных политических партий и учений.
Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Возникновение
и распространение марксизма. Выступления рабочих.
Социальное и спасательное движение в странах Европы.
Политическое развитие европейских государств в XIX в. Демократизация.
Деятельность парламентов. Социальный реформизм. Роль партий. Рабочее движение.
Научные открытия и технические изобретения XIX – начала XX в. Революция в
физике. Достижения естествознания и медицины. Развитие философии, психологии и
социологии. Распространение образования.
Художественная культура XIX - начала XX в. Эволюция стиля в литературе,
живописи: классицизм, романтизм, реализм. Импрессионизм. Модернизм. Смена
стиля в архитектуре. Музыкальное и театральное искусство. Рождение
кинематографа. Деятели культуры:жизнь и творчество.
Венская система международных отношений. Внешнеполитические интересы
великих держав и политики союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные
захваты и колониальные империи.
Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел
мира. Формирование военно-политических блоков великих держав. Первая Гаагская
мирная конференция (1899 г.). Международные конфликты и войны в конце XIX начале XX в. (испано-американская война, русско-японская война, боснийский
кризис). Балканские войны.
Страны Европы и Америки в начале XIX века: путь трудного выбора
Политическое развитие европейских стран в 1815-1840-е гг. Великобритания:
борьба за парламентскую реформу; чартизм.
Франция: Реставрация, Июльская монархия, Вторая республика.
Политические и социально-экономические особенности развития Германии,
Италии, Центральной и Юго-Восточной Европы. Италия. Поднимаем борьбу за
независимость итальянских земель. Дж.Мадзини. Дж. Гарибальди. Австрийская
империя. «Система Меттерниха». Нарастание освободительных движений.
Освобождение Греции. низкая революция 1830 г. и 1848-1849 гг.
Соединённые Штаты Америки. Север и Юг: экономика, социальные отношения,
политическая жизнь. Проблема рабства; аболиционизм. Гражданская война (18611865):
причины,
участники,
итоги.
А.
Линкольн.
Страны Запада в конце XIX — начале XX в.: расцвет в тени катастрофы
Великобритания в Викторианскую эпоху. «Мастерская мира». Рабочее
движение. Политические и социальные реформы. Британская колониальная империя;
доминионы.
Франция. Империя Наполеона III: внутренняя и внешняя политика. Активизация
колониальной экспансии. Франко-германская война 1870-1871 гг. Парижская
коммуна. Третья республика.
Германия. Движение за объединение германских государств. О. Бисмарк.
Северогерманский союз. Провозглашение Германской империи. Социальная
политика. Включение империи в систему внешнеполитических союзов и
колониальных захватов.
Италия. Образование свободного государства. К. Кавур. Король Виктор
Эммануил II. «Эра Джолитти». Международное положение Италии.
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во втором полу XIX ‒ начале
XX в. Габсбургская империя: экономическое и политическое развитие, положение
народов, кризисное движение. Провозглашение дуалистической Австро-Венгерской
монархии (1867). Югославянские народы: борьба за освобождение от османского
господства. Русско-турецкая война 1877-1878 гг., её итоги.
США в конце XIX-начале XX в. Промышленный рост в конце XIX в.
Восстановление
Юга.
Монополии.
Внешняя
политика.
Т.
Рузвельт.
Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале XX в.
Османская
империя.
Политика
Танзимата.
Принятие
конституции.
Младотурецкая революция 1908-1909 гг.
Иран во втором полу XIX – начале XX в. Революция 1905-1911 гг. в Иране.
Индия. Колониальный режим. Индийское национальное движение. Восстание
сипаев (1857-1859). Объявление индустриализации британских корон. Политическое
развитие Индии во второй половине XIX века. Создание Индийского национального
конгресса. Б. Тилак, М.К. Ганди. Афганистан в XIX в.
Китай. Империя Цин. «Опиумные войны». Восстание тайнов. «Открытие»
Китая. Политика «самоусиления». Восстание «ихэтуаней». Революция 1911-1913 гг.
Сунь Ятсен.
Япония. Реформы эпохи Тэмпо. « Открытие » Японии. Реставрация Мэйдзи.
Введение конституции. Модернизация в экономике и социальных отношениях.
Переход к заключению завоеваний.
Завершение колониального раздела мира. Колониальные порядки и
традиционные общественные отношения в странах Африки. Выступления против
колонизаторов. Англо-бурская война.
Посмотрите США на страны Латинской Америки. Традиционные отношения;
латифундизм. Проблемы модернизации. Мексиканская революция 1910-1917 гг.:
участники, итоги, значение.
ИСТОРИЯ РОССИИ XIX ‒ НАЧАЛО XX В.
Введение
Политика правительства Николая I
Внутренняя политика Николая И. Реформаторские и консервативные
придерживаются политики Николая И. Экономическая политика в условиях военного
консерватизма. Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство.
Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного
строительства. Москва и Петербург. Города как административные, торговые и
промышленные центры.
Государственная регламентация общественной жизни: централизация
управления, политическая полиция, кодификация солнечной энергии, цензура,
педагогическое образование в области образования. «Триада» С. Уварова.
Крестьянский вопрос. Реформа правительства крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг.
Финансовая реформа Е. Канкрина. Формирование профессиональной бюрократии.
Национальная политика и межнациональные отношения. Многообразие
культуры и религии Российской империи. Православная протестная церковь и
основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм).
Конфликты и сотрудничество между народами. Борьба с сепаратизмом. Особенности
административного управления на окраинах империи. Царство Польское и
ликвидация его автономии. Кавказская война. Движение Шамиля.
Внешняя политика. Восточный вопрос: русско-иранская (1826-1828 гг.) и
русско-турецкая войны (1827-1828 гг.). Польское восстание (1830-1831
гг.). « Священный союз » . Россия и революция в Европе. Распад Венской системы.
Крымская как война противостояния России и Запада. Героическая оборона
Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Общественная жизнь в 1830-1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в
различных общественных мнениях. П. Чаадаев. Славянофилы и западники,
зарождение социалистической мысли. Формирование теории русского социализма.
А.И. Герцен. Петрашевцы. Россия и Европа как центральный пункт общественных
дебатов.
Культурное пространство империи в начале XIX в.
Культура повседневности: жизнь в городе и в усадьбе. Просвещение и наука.
Национальные корни отечественной культуры и зарубежных работников. Система
образования. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие
Антарктиды. Учреждение Русского географического общества. Государственная
политика в области культуры. Золотой век русской литературы (А.С. Пушкин, М.Ю.
Лермонтов,
Н.В.
Гоголь,
В.Г.
Белинский).
Публицистика.
Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм.
Ампир как стиль империи. Формирование русской музыкальной школы. Театр,
живопись, архитектура. Народная культура.
Социальная и правовая модернизация страны при Александре II
Великие реформы 1860-1870-х гг. Крестьянская реформа 1861 г. и ее
последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление
государственного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового
сознания. Военные реформы. Утверждение начала всесословности в правовом строе
страны. Конституционный вопрос. Социально-экономическое развитие страны в
пореформенный период.
Многовекторность внешней политики империи. Присоединение Средней Азии.
Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке.
Россия в 1880—1890-х гг.
« Народное самодержавие » Александра III. Идеология самобытного развития
России. Реформы и контрреформы. Политика консервативной защиты. Местное
самоуправление и самодержавие. Права университетов и попечителей. Печать и
цензура. Экономическая модернизация, мощное государственное регулирование
экономики. Форсированное машиностроение. Финансовая политика.
Сельское хозяйство и промышленность. Особенности аграрной политики при
Александре III: традиции и новации. Общеземлевладение и крестьянское хозяйство.
Взаимозависимость
помещичьего
и
крестьянского
хозяйства.
Помещичье « оскудение » . Социальные типы крестьян и помещиков. Дворянепредприниматели.
Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономическом и
социальном развитии. Миграция сельского населения в городе. Рабочий вопрос и его
особенности в России.
Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрощение
последствий
великой
державы.
Освоение
государственной
территории.
Культурное пространство империи во втором полудне XIX в.
Культура и быт народов России во втором полугодии XIX в. Рост образования и
распространения грамотности. Развитие городской культуры. Появление печати. Роль
печатного слова вне общественного мнения. Развитие национальной научной школы
и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Общественная
изобретательность художественной культуры.
Литература: Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, С.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.И.
Тютчев, А.Н. Островский, А.П. Чехов и некоторые другие. Живопись. Музыка. Театр.
Архитектура и градостроительство.
Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта,
связи. Жизнь и быт сословий.
Этнокультурный облик империи
Национальная политика самодержавия. Национальный вопрос в Европе и в
России: общее и особенности. Национальные движения народов России. Укрепление
автономии напряжения. Польское восстание 1863 г. Прибалтика. Еврейский вопрос.
Поволжье. Северный Кавказ и Закавказье. Завершение Кавказской войны. Север,
Сибирь, Дальний Восток. Средняя Азия. Взаимодействие нации и культуры народов.
Общественная жизнь и общественное движение
Рост общественного мнения самодеятельности. Расширение публичной сферы
(общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции.
Общественные организации. Благотворительность и меценатство. С. Мамонтов. С.
Морозов. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.
Идейные перемещения и общественное движение. Анализ позитивизма,
дарвинизма, марксизма и других направлений деятельности общественной мысли.
Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России.
Русский социализм. Русский анархизм. Народничество и его эволюция.
Народнические кружки: идеология и практика. Н.Я. Данилевский. К.Н. Леонтьев.
М.Н. Катков. К.П. Победоносцев. М.А. Бакунин. Основные формы политической
оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция.
Распространение
марксизма
и
сдерживание
социал-демократии.
Россия на пороге XX в.
На пороге нового века: динамика развития и противоречия. Мир к началу XX в.:
буржуазия, реформизм, технологическая революция. Территория и нация Российской
империи. Демография, социальная стратификация. Урбанизация и облик городов.
Модернизация. Политический строй. Государственные символы. Новая социальная
структура. Формирование новой социальной стратегии. Буржуазия. Рабочие:
социальная характеристика и борьба за права. Средние городские улицы. Типы
сельского землевладения и сельского хозяйства. Помещики и крестьяне.
Экономический рост. Промышленное развитие. Деятельность С.Ю. Витте. Роль
государства в экономике. Новая география экономики. Отечественный и
иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия - мировой
поставщик продовольствия. Аграрный вопрос.
Император Николай II и его окружение. Выработка нового независимого курса.
Общественное движение. Корректировка национальной политики. Центр и регионы.
«Зубатовский социализм». Создание первых политических партий.
Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской
этики и культуры.
Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке.
Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма в России.
Предпосылки современной российской революции. Формы социальных
протестов. Политический терроризм.
« Кровавое воскресенье » 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян,
среднего слоя, солдат и матросов. Всероссийская октябрьская политическая стачка.
Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийности. Политические
партии, массовые движения и их лидеры. Советы и профсоюзы. Декабрьское
вооруженное восстание 1905 г. в Москве. Особенности революционных выступлений
в 1906-1907 гг.
Избирательный закон от 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I
Государственную думу. Основные положения закона 23 апреля 1906 г. Деятельность
I и II Государственной думы.
П.А. Столыпин: системные программные реформы, масштабы и результаты.
Нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейнополитический спектр. Национальная политика. Общество и власть после революции.
Уроки революции: политическая стабилизация и социальное преобразование.
Обострение международного поведения. Блоковая система и участие в ней
России.
Открытие российских ученых. Достижения в науке и технике. Достижения
гуманитарных наук. Развитие народного просвещения. Научные центры и высшая
школа в России.
Серебряный век российской культуры. Новые явления в художественной
литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература
начала XX в. Живопись. « Мир искусства » . Архитектура. Скульптура.
Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. « Русские сезоны » в Париже.
Зарождение российского происхождения. Физическая культура и начало развития
массового спорта. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
9 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Тема урока
Экономика делает решающий рывок
Общество в движении
«Великие идеологии»
Путь реформы: государство, парламенты,
партии
Наука и образование в XIX в.: сила,
меняющий мир
Веки художественных исканий
Международные отношения в XIX в.
Великобритания: экономическое лидерство и
политические реформы
Франция и Южная Европа: путями революций
От Балтики до Адриатики: время
раздробленности в Германии и Италии
Центральная и Юго-Восточная Европа:
империи и нации
США: «дом, расколотый надвое»
Великобритания: «мастерская мир» дает
позиции
Франция: Вторая империя и Третья
республика.
Германия: от «железа и крови» к «месту под
солнцем»
Италия: «запоздавшая нация»
Всего
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
№
п/п
Тема урока
Всего
17 Австро-Венгрия и Балканы: кризисные
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
противоречия и компромиссы
США: «позолоченный век»
Османская империя и Иран: на осколках
былого величия
Индия и Афганистан: подчинение и борьба
Китай и Япония: разные ответы на вызовы
перемен
Африка в XIX в.: захваты и эксплуатация
Латинская Америка: нелёгкий груз
независимости
Российская империя во второй четверти XIX
— начале XX в. Введение
Реформаторские и консервативные изменения
в политике Николая I
Социально-экономические мероприятия
правительства Николая I
Национальная политика и межнациональные
отношения
Кавказская война
Внешняя политика России в 1825—1852 гг.
Крымская война (1853—1856).
Крымская война (1853—1856).
Общественная жизнь России в 1830—1850-х
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
№
п/п
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
Тема урока
Всего
гг.
Уроки повторения, обобщения и контроля по
теме «Политика правительства Николая I»
Изменения в быту ранним утром XIX в.
Просвещение и наука
Литература и публицистика
Архитектура и искусство
Уроки повторения и обобщения по теме
«Культурное пространство империи в первой
половине XIX в.»
Предпосылки и идеи реформы в России
Крестьянская реформа 1861 г., ее значение и
последствия
Социально-экономическое развитие страны в
пореформенный период
Реформы 1860—1870-х гг.
Внешняя политика Александра II. Русскотурецкая война 1877—1878 гг.
Уроки повторения, обобщения и контроля по
теме «Социальная и правовая модернизация
страны при Александре II»
«Народное самодержавие» Александра III
Перемены в экономике и социальном строе
Внешняя политика Александра III
1
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
1
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
1
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
№
п/п
Тема урока
Всего
48 Уроки повторения, обобщения и контроля по
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
теме «Россия в 1880—1890-х гг».
Достижения российской науки и образования
Русская культура второй половины XIX в. и
твое общественное значение
Технический прогресс и перемены в
повседневной жизни народов России во
второй половине XIX века.
Уроки повторения и обобщения по теме
«Культурное пространство империи во втором
полугодии XIX в.»
Основные регионы империи и их роль в жизни
страны. Национальное движение и
национальная политика
Взаимодействие народов и национальных
культур
Общественная жизнь в 1860—1890-х гг.
Идейные перемещения и общественное
движение
Идейные перемещения и общественное
движение
Уроки повторения, обобщения и контроля по
теме «Общественный путь и общественное
движение»
Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.:
1
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
1
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
№
п/п
Тема урока
динамика развития и противоречия
60 Социально-экономическое развитие страны на
рубеже XIX—XX вв.
61 Николай II: начало правления. Политическое
развитие страны в 1894—1904 гг.
62 Внешняя политика Николая II. Русскояпонская война 1904—1905 гг.
63 Первая российская революция и политические
реформы 1905—1907 гг.
64 Социально-экономические реформы П.
Столыпина
65 Политическое развитие страны в 1907—1914
гг
66 Развитие науки и народного просвещения
67 Серебряный век российской культуры. Вклад
России в мировую культуру
68 Урок итогового повторения и контроля
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
1
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
https://resh.edu.ru/subject/3/11
https://resh.edu.ru/subject/3/11
1
1
1
68
Дата
изучения
1
0
7
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Мединский В.Р., Чубарьян А.О. История. Всеобщая история. А.Я. История Нового
времени, конец XIX- начало XX в.: 9- й класс: учебник /
В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян.–Москва: Просвещение, 2025
Мединский В.Р., Торкунов А.В. История. История России, 1825-1914: 9-й класс:
учебник/
Мединский В.Р., Торкунов А.В. -Москва: Просвещение, 2025
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Мединский В.Р., Чубарьян А.О. История. Всеобщая история. А.Я. История Нового
времени, конец XIX- начало XX в.: 9- й класс: учебник /
В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян.–Москва: Просвещение, 2025
Мединский В.Р., Торкунов А.В. История. История России, 1825-1914: 9-й класс:
учебник/
Мединский В.Р., Торкунов А.В. -Москва: Просвещение, 2025
Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/mr-istoriya/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Ресурсы сайта www.online.prosv.ru.
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
3. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/
4. http://history-forever2012.jimdo.com/
5. https://hum.hse.ru/history - лекции по истории России
6. https://histrf.ru/short-course-of-history - история в фактах
7. https://lecta.rosuchebnik.ru/atlasplus - интерактивный Атлас по истории с заданиями
8. https://fipi.ru/o-nas/novosti/metodicheskiye-rekomendatsii-posamostoyatelnoypodgotovke-k-oge - материалы для самостоятельного повторения
учебного материала (к ОГЭ)
9. https://fipi.ru/o-nas/novosti/videokonsultatsii-po-podgotovke-k-yege-i-oge2020-goda видеоконсультации по повторению учебного материала
10. https://oge.sdamgia.ru/ - образовательный портал портал: каталог заданий для
самопроверки и др.
11. https://school-collection.edu.ru
12. https://resh.edu.ru/login
13. https://edu.ru
14. https://fcior.edu.ru