Для обучающихся с ОВЗ предусмотрено ведение обязательных занятий коррекционной направленности. Согласно письму ДО ЯО от 07.09.2016г. №ИХ.24-4332/16 "О направлении информации по вопросу обучения детей с ОВЗ" внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности. МОУ «Зеленовская СШ» при формировании плана для обучающихся с ОВЗ исходит из имеющихся возможностей и условий. Занятия проводят педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, педагоги, программы внеурочной деятельности которых направлены на коррекцию знаний по предмету, воспитание мотивации, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), а также на развитие речи и адаптацию детей с ОВЗ в социуме, на развитие двигательной активности. Занятия внеурочной деятельностью проводятся во второй половине дня. Направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение При отборе направлений внеурочной деятельности МОУ «Зеленовская СШ» ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации привлекаются родители как законные участники образовательных отношений. Направления и цели внеурочной деятельности 1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. 2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. 3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. 5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. 6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. 7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: —целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; —преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); —учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; —использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ. Формы организации внеурочной деятельности: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и др. В МОУ «Зеленовская СШ» система внеурочной деятельности построена на интеграции начального общего, внутришкольного дополнительного образования и возможностей учреждений культуры и спорта, а также учреждений дополнительного образования, находящихся в едином образовательном пространстве. К участию во внеурочной деятельности привлекаются: - межпоселенческая библиотека Фроловского муниципального района; - ДК Фроловского муниципального района; - отдел культуры, молодежной политики, ФК и спорта Фроловского муниципального района; - краеведческий музей г. Фролово; - ФОК г. Фролово; - Кинотеатр «Россия» г. Фролово; - ДОСААФ, военкомат, ЦРБ и др.; В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это может быть, например, спортивный комплекс, музей, ДК и др. При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагогипсихологи, учителя-дефектологи, логопед, тьюторы, библиотекарь и др.). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, детские научные общества, экологические и военнопатриотические отряды и т. д. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняют классный руководитель, руководитель МО учителей начальных классов, методисты по учебновоспитательной и воспитательной работе. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию модели плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий: Преобладание деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими деятельность детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; занятия обучающихся в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира; занятия обучающихся в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и т.п. На уровне начального общего образования в план внеурочной деятельности включен также курс, предусматривающий педагогическую поддержку обучающихся и работу по обеспечению их благополучия в пространстве школы. Содержательное наполнение: индивидуальные и групповые дополнительные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в освоении учебной программы; испытывающих трудности в освоении языков обучения; специальные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в социальной коммуникации; специальные занятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Режим внеурочной деятельности В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами организован перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 40 минут. Для детей с ОВЗ продолжительность коррекционных занятий: 25-30 минут. Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования (спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) количество часов внеурочной деятельности может быть сокращено. Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков. Занятия внеурочной деятельности реализуются за счет бюджетного финансирования. Основные направления внеурочной деятельности 1. Спортивно-оздоровительное направление Формы организации занятий: - занятия в спортивном зале, на свежем воздухе, познавательные беседы; - соревнования; - подвижные игры, конкурсы; - экскурсии, детские исследовательские проекты; - спортивные праздники; - занятия в спортивных кружках и секциях. Школьный спортивный клуб «Олимп». Цель: привить любовь к занятиям физической культурой и спортом, через участие в спортивно–массовых мероприятиях, развитие физической активности и двигательных навыков, формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни. В рамках физкультурно-оздоровительной работы в школе традиционными стали Дни пропаганды здорового образа жизни, Дни Здоровья, «Кросс наций» и др.. Ежегодно проводятся спортивные соревнования и праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты». «Самбо для начинающих». Форма организации: спортивная секция. Цель: разностороннее физическое развитие, укрепление здоровья, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством занятий самбо. «Гармония танца». Форма организации: хореографическая студия. Цель: развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей учащихся через занятия хореографией. 2. Проектно-исследовательская деятельность Цель: расширение знаний учащихся об истории родного края, формирование умения работать с разными источниками информации; развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре и природе родного края; воспитание чувства патриотизма, любви к «малой Родине». Форма организации занятий: подготовка познавательных, творческих и исследовательских проектов «Хочу все знать», «Достопримечательности родного края», участие в региональных краеведческих чтениях, городских конкурсах учебных проектов. Участие в различных природоохранных акциях: «Поможем зимующим птицам», «Мы за чистый город». Участие в выставках детского творчества; экскурсии в краеведческий музей, школьный музей, театр, выставочные залы; встречи с ветеранами, тематические праздники, концерты, просмотры и обсуждения фильмов. «Истоковедение». Форма организации: курс, проектная деятельность. Цель: введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребенка, воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к истории, традициям, культуре своей семьи, малой родины, Отечества в целом. «Естествознание. Азбука экологии». Форма организации: курс, проектная деятельность. Цель: формирование у детей эмоционально-положительного отношения к природе и навыков поведения в ней. 3. Коммуникативная деятельность Направление реализуется на занятиях в объединениях: «Юные друзья пожарных дружин», «Безопасная дорога», а также через участие в различных акциях: «Ветеран», «Милосердие», «Дарить добро» и др., целью которых является формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Формы организации занятий: - беседы; - выпуск классных и школьных газет; - встречи с людьми разных профессий; - «Ярмарки профессий»; - диспуты; - круглые столы; - изготовление поздравительных открыток, активное участие в праздничных концертах; - сбор вещей для малоимущих семей, кормов для животных, - изготовление домиков для птиц и кормушек, субботники - участие в выставках детского творчества; - экскурсии в краеведческий музей, школьный музей, театр, выставочные залы; - встречи с ветеранами, тематические праздники, концерты, просмотры и обсуждения фильмов. «Безопасная дорога». Форма организации: кружок, коллективно-творческие дела, участие в соревнованиях, конкурсах. Цель: изучение правил дорожного движения, формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в опасных условиях, умение оказывать само- и взаимопомощь, а также развитие творческих способностей воображение, фантазии учащихся. «Юные друзья пожарных дружин». Форма организации: внеурочная деятельность, коллективно-творческие дела, участие в соревнованиях, конкурсах. Цель: изучение правил пожарной безопасности,формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в опасных условиях, умение оказывать само- и взаимопомощь, а также развитие творческих способностей воображение, фантазии учащихся. «Планета эмоций». Форма организации: индивидуально-групповые занятия, коррекция и развитие эмоциональной сферы и формирование коммуникативных навыков. Цель. Программа психологических занятий направлена на развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. «Тропинка к своему Я». Форма организации: индивидуально-групповые занятия, коррекция и развитие эмоциональной сферы и формирование коммуникативных навыков. Цель. Программа психологических занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. «Бумажные фантазии». Форма организации: внеурочная деятельность, участие в волонтерских акциях, мероприятиях, праздниках (изготовление поздравительных открыток, буклетов, стенгазет, оформительская деятельность к праздникам и мероприятиям) Цель: формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность, возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. 4. Художественно-эстетическое направление, творческая деятельность. Формы организации занятий: - экскурсии, инсценировки, праздники; - посещение концертов, музеев, выставок, театров и кинотеатров; - создание творческих проектов; - тематические выставки творческих работ обучающихся; - творческие встречи, беседы; - классные и школьные праздники, концерты; - конкурсы чтецов, игровые занятия; - оформление школы и подготовка к праздникам, классным и общешкольным мероприятиям; - проектная и исследовательская деятельность. «Гармония танца». Форма организации: хореографическая студия. Цель: развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей учащихся через занятия хореографией. «Театральная игра». Форма организации: школьная театральная студия, спектакли по мотивам сказок.Цель: расширение представлений о театральном творчестве, формирование умений импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться; развитие творческих способностей, интереса к театральному искусству и театрализованной деятельности. «Карусель». Форма организации: хоровая студия. Цель: расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном творчестве, произведениях народной и авторской музыки, развитие воображения, способности передавать свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и жанровых особенностей, формировать эстетические вкусы и идеалы. Программа ориентирована на народную культуру и позволяет представить детям русский фольклор как целостное явление, занимающее в настоящее время значимое место в отечественной культуре, признанное способствовать духовному возрождению России. 5. Информационная культура предполагает формирование представлений у обучающихся о разнообразных информационных средствах и навыках выполнения разных видов работ на компьютере. Формы организации занятий: -учебные курсы, викторины, познавательные игры и беседы; - олимпиады, - дистанционные игры; - интеллектуальные игры по предметам на Учи.ру; - детские исследовательские проекты; «Информационная грамотность». Форма организации: система практических занятий с использованием компьютеров, смартфонов, планшетов, смарт-часов, наушников и пр. технических устройств. Цель: знакомство с миром современных технических устройств и культурой их использования. «Финансовая грамотность». Форма организации: программа внеурочной деятельности. Цель: способствовать формированию у младших школьников представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в области управления личными финансами и экономики семьи. Мои помощники – словари. Цель: формирование представлений обучающихся о различных видах современных словарей (например, словари русского языка, словари иностранных слов, словари литературоведческих терминов, словари лингвистических терминов, мифологический, философский, психологический и другие – по выбору педагога); знакомство с малоизвестными обучающимся словарями русского языка: словарь образцового русского ударения, словарь трудностей русского языка, словарь русских личных имен, словарь-справочник «Прописная или строчная» и другие (по выбору педагога); совершенствование навыка поиска необходимой справочной информации с помощью компьютера (4 класс). Форма организации: библиотечные уроки. 6. Общеинтеллектуальное направление. Формы организации занятий: -учебные курсы, викторины, познавательные игры и беседы; - предметные олимпиады; - предметные недели; - олимпиады, - дистанционные игры; - интеллектуальные марафоны; - интеллектуальные игры по предметам на Учи.ру; - поисковые и научные исследования; - детские исследовательские проекты; - предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы, экскурсии; - конференции. «Мир шахмат». Форма организации: кружок «Юные шахматисты». Цель: расширение представлений об игре в шахматы, формирование умения анализировать, наблюдать, создавать различные шахматные ситуации; воспитание интереса к игре в шахматы; развитие волевых черт характера, внимания, игрового воображения. «Образовательная робототехника». Форма организации: кружок, (беседа по теме занятия, разбор элементов конструкций, практическая и исследовательская работа), соревнования, конкурсы (участие, показ творческих проектов, лего-живопись). Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора Legо. Программа предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию. LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. 6. «Учение с увлечением!» Удивительный мир слов». Форма организации: учебный курс — факультатив по разделу «Орфография». Цель: углубление знаний о языке, повышение мотивации к его изучению, формирование логического мышления в процессе наблюдения за связями, существующими в системе языка, за возможностью разными способами передавать то или иное значение; развитие способности работать в условиях командных соревнований. «Занимательная математика». Форма организации: учебный курс — факультатив с использованием игровой, познавательной, досугово-развлекательной деятельности. Содержание кружка «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» Цель: совершенствование читательской грамотности младших школьников, формирование текстовой деятельности с необычными формами представления информации (туристические буклеты; программы выставок; маршруты путешествий; объявления и рекламы); развитие творческой способности создавать необычные тексты. Форма организации: система практических занятий. Недельный план внеурочной деятельности начального общего образования план внеурочной деятельности (на учебную неделю) Направление деятельности Кол-во часов Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговор о важном» (Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. N 03-871 "Об организации занятий "Разговоры о важном") 1 час Формирование функциональной грамотности (в том числе финансовой) 1 час (Методические gramotnost/) рекомендации - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya- Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся 1 час Вариативная часть Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе сопровождение изучения отдельных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения) 3 часа Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития социальной активности 2 часа обучающихся начальных классов "Орлята России") Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта "Россия - страна возможностей") 2 час Специфика вышеназванных программ внеурочной деятельности заключается в том, что они способствуют не только и не столько получению учащимися новых знаний, сколько учат действовать, чувствовать, принимать самостоятельные решения, способствуют формированию положительного отношения к базовым национальным ценностям. Учащийся имеет возможность выбирать из предлагаемых образовательной организацией объединений, кружков, студий те, которые соответствуют его образовательным потребностям. Программы внеурочной деятельности разработаны в 1 классе на 33 учебные недели в соответствии с требованиями к рабочим программам внеурочных занятий, а во 2-4 классах на 34 учебные недели в размере 10 часов в неделю на класс (количество часов на одного учащегося определяется его выбором). План внеурочной деятельности на конкретный учебный год утверждается ежегодно как приложение к ООП. При организации внеурочной деятельности используются как программы системных видов внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя), так и программы несистемных видов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя, планом работы школы). Программы системных видов могут быть реализованы при использовании таких форм внеурочной деятельности, как клубы и секции, предметные кружки, факультативы, школьные научные общества и т.д. Время, отводимое на данную часть учебного плана, используется на введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса. Программы несистемных видов могут быть реализованы при использовании таких форм внеурочной деятельности, как сетевые сообщества, научно-практические конференции, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военнопатриотические объединения, фестивали, конкурсы, КТД, экскурсии, походы и т.д. Программы несистемных видов внеурочной деятельности разрабатываются из расчета общего количества часов в год, определенного на их изучение планом внеурочной деятельности. Образовательная нагрузка программ несистемных видов может распределяться в рамках недели, полугодия, года, переноситься на каникулярное время. Системные курсы реализуются в соответствии с расписанием по внеурочной деятельности. Несистемные занятия реализуются в рамках плана воспитательной работы классного руководителя и учителей по предметам. Для несистемных занятий отсутствует расписание занятий внеурочной деятельности, так как проводятся в свободной форме, с учётом основных направлений плана внеурочной деятельности и с учётом скользящего графика проведения мероприятий, конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. Возможно проведение занятий с группой учащихся, с учётом их интересов и индивидуальных особенностей. Внеурочная деятельность в каникулярное время реализуется в таких в рамках тематических программ (каникулярные школы роста в лагерях с дневным пребыванием на базе общеобразовательных организаций региона или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т.д.). При организации внеурочной деятельности допускается использование ресурса образовательной среды Фроловского района, г. Фролово и Волгоградской области: учреждений дополнительного образования, спорта и культуры. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой нагрузки обучающихся. План внеурочной деятельности НОО Направления внеурочной деятельности Формы внеурочной деятельности Количество часов в неделю/в год I II III Всего часов IV I-IV Информационно просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» Занятия по формированию функциональной грамотности Финансовая грамотность - - 0,25 8 Фунциональная грамотность - - 0,5 17 0,5 Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся «Все работы хороши». 0,25 8 0,25 8 0,25 8 Шахматы - - - - 1 Робототехника - - 1,5 51 - Юный исследователь 0,25 8 0,25 8 Гармония танца 1 1 34 1 Занятия, направленные 1 33 1 34 1 34 1 34 4 135 Естествознание. 1 Азбука экологии 33 1 34 1 34 1 34 4 135 17 0,5 17 0,5 17 2 67,5 8 0,5 16 1 32 17 0,5 17 1,5 51 0,5 16,5 0,5 Мероприятия плана воспитательной работы 0,25 0,25 8 34 - - - 1,5 51 1 32 Мероприятия плана воспитательной работы 33 0,25 8 34 0,25 8 1 34 1 34 3 102 1 4 32 135 на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в Карусель 1 33 1 34 1 34 1 34 4 135 Театральная игра 1 33 1 34 1 34 1 34 4 135 Самбо 1 33 1 34 1 34 1 34 4 135 «Орлята России» 1 33 1 34 1 34 1 34 4 135 «Безопасная дорога» - - - - 1 34 - - 1 34 «Юные друзья пожарных дружин» - - - - - - 1 34 1 34 «Бумажные фантазии» - - - - 1 34 1 34 2 68 самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Ожидаемые результаты внеурочной деятельности ФГОС образования начального общего Реализация программ внеурочной деятельности четко направлена на поэтапное достижение трех уровней результатов: приобретение обучающимся социальных знаний, формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение обучающимся опыта самостоятельного социального действия. Предполагаемые результаты реализации программы -Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; -воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; - воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; -формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Школа работает по трём школьников: уровням результатов внеучебной деятельности 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта исследовательской деятельности, опыта 11 публичного выступления; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Планируемые личностные результаты. Самоопределение: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; - принятие образа «хорошего ученика»; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; -экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - осознание ответственности человека за общее благополучие; - осознание своей этнической принадлежности; - гуманистическое сознание; - социальная компетентность как готовность к решению моральных делем, устойчивое следование в поведении социальным нормам; - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Смыслообразование: - мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); - самооценка на основе критериев успешности этой деятельности; - целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Нравственно-этическая ориентация: - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; - эстетические потребности, ценности и чувства; 12 - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость; - гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества. 13